Генерал антисемитом не был – достаточно прочитать его книги, чтобы в этом убедиться, во всяком случае, выражение «еврей-десантник» ему в таком качестве в голову не приходило. Мы к этому добавим только, что выражения «русский оленевод», «оленевод – финн» или «норвежец- оленевод» звучат не менее бессмысленно. Об этих народах мы упоминаем не только для, так сказать, оленеводческой реабилитации евреев, а потому, что именно их представители пытались освоить в прошлом столетии этот промысел, ставший выгодным. Только не получилось ни у кого: оленеводом нужно родиться и вырасти в стойбище.
Поэтому не следует понимать заглавие нашей заметки, как попытку пошутить. В конце концов, евреи вышли на историческую арену именно, как кочевники, долго ими были, да и в Египте пасли овец, правда, потому, что « мерзость это в глазах египтян». То есть, баранину египтяне любили, а скот пасти не хотели, поскольку много чего кроме этого умели, вот и вынуждены были пускать в свою землю пастухов-семитов.
Когда, однако, все это было, справедливо скажет читатель, с тех пор среди евреев фотографов и зубных врачей куда как больше, чем чабанов! Нет, мы не будем лезть даже в такую седую древность, как ХIX век, когда до отмены крепостного права большая часть евреев- крепостных в Грузии отбывали свои феодальные повинности именно как пастухи. Мы кинем взгляд на Ирак, куда приковано внимание прогрессивного человечества, а точнее – в Иракский Курдистан, где еще после Второй мировой войны было многочисленное еврейское население. Иракский Курдистан еще называют Восточным, а Западным – ту его часть, что входит в Турцию и служит предметом головной боли у турецких властей. (Болела от этого и голова С.Хуссейна, но, будем надеяться, теперь вроде бы болеть нечему.)
Значительная часть евреев здешних мест занималась сельским хозяйством, а среди них очень многие – скотоводством. Отгонным, т.е. когда зимой люди живут в деревнях, а весной, когда травы особенно сочны и обильны, уходят до глубокой осени на горные пастбища. И кочевым, когда, постоянного жилища в деревне у людей нет, а они ставят свои шатры там, где пасутся стада. Евреи кочевали больше в Западном Курдистане.
Следует, однако, знать, что пастбища – такая же собственность, как сад, огород и дом. А вся земля, для того пригодная, состояла в собственности у курдских глав племен — «ага» назывался такой глава. И потому, чтобы пасти скот на его лугах, следовало отдаться под его покровительство, что означало зависимость: ему принадлежала половина скота, нельзя было наняться к другому аге без его согласия, и за выдачу за муж дочери за чужого человека следовало платить подать. Кроме того, если ага со свитою оказывался на пачтбище, следовало его принимать со всей восточной (хотя и кочевой, скромной) роскошью. И поди тогда сосчитай сколько барашков потребили дорогие гости! Жизнь, честно скажем, не райская.
Но… Ага обеспечивал защиту, что особенно важно, от турецких властей (тоже не больших приверженцев политкорректности и прав человека), от набегов враждебных племен, да и религиозными фанатиками курды никогда не были. А что касается нравов в тех местах, то дальше к северу – до армянской резни – курды являлись в армянские деревни на зимний постой и вели себя в деревне, как хозяева (не рачительные хозяева!), в селения ассирийцев-христиан они тоже являлись нежеланными гостями (зато надолго!). Враждебных курдов вырезали просто. Так что лучше было заключить кабальный договор, зато спокойно пасти своих овец…
О нравах тех мест мы сказали. Но и природа там не рай земной: землетрясения, эпидемии, лавины – все это привело к тому, что люди (не только евреи) при каждой удобной возможности переселялись куда угодно: в города, в Америку. Евреи еще – в Эрец-Исраэль, где издавна курдистанских евреев было много.
Зато среди кочевников уже их не осталось…