Называли его и по-итальянски Рагузой. О 1808 года у него была автономия, хотя официальными его владельцами были то венецианцы, то турки. Как там турки и в чем выразилось их влияние – сказать трудно, но вот влияние итальянское видно во всем: от архитектуры до городского устройства власти. А устройство это городское и в то же время государственное имело ту особенность, что стать гражданином Рагузы-Дубровника было почти невозможно. Население тут занималось торговлей, рыболовством и ремеслами, и лишние конкуренты были никому не нужны. Иноземец мог поселиться в городе, но права его оставались ограниченными. Да и изгнать его из города можно было по решению горсовета. «Горсовет», конечно, назывался по-другому, но городом правил неукоснительно строго. Поэтому, хотя об евреях упоминается в городских хрониках уже с XIV века (то это купцы из Албании, то французские евреи из Апулии, которая в Южной Италии – тут не надо удивляться. Ибо еврейская история в Европе столь пестра, что, скажем «турок, который испанский еврей из Голландии» и у кого удивления не вызывал), но горожанами Дубровника они не были, а только «подолгу проживали». Потом город стал транзитной базой для испанских евреев, направлявшихся в Турцию. Но кто-то остался, а когда из Южной Италии изгоняли евреев (она стала испанским владением), то число евреев в Дубровнике увеличилось. Ну, не так уж намного: в Дубровнике многим людям просто и жить-то было негде.
Народ в Дубровнике набожный, католический. И власти пытались евреев изгнать («Что ж мы – хуже католики, чем испанцы?» – очевидно думали мужи в горсовете.) Но тут вмешался турецкий султан – в тот период формальный сюзерен Дубровника. Султан, во-первых, верил в полезность евреев, во-вторых, не хотелось ему, чтобы христиане богатели без противовеса, в качестве коего он видел евреев. Евреи получили право жить внутри городских стен и завести свой квартал, а по-хорватски — «жидерию». В квартале жило уже 50 семейств. В тесноте, но хоть не в такой обиде, как во многих других странах. И в их руках сосредоточилась почти вся торговля с Турцией и еще много чего. А это не могло не вызывать законного негодования католического населения. Были здесь и попытки ритуальных наветов, и многие из евреев покинули Дубровник: благо, Турция была для них всегда открыта. Оставшиеся же жили в жидерии и имели право там жить, но гражданами Города стать не могли. И помочь в этом не мог и сам турецкий султан: Дубровник автономен.
Надо сказать, что в Дубровнике широких улиц, считай, что и нет. А еврейская – очень узкая, и в ней по сей день сохранилась очень красивая синагога из тех, что умело строили сефарды. Но хоть и узка эта улица, а хорошо продута морскими ветрами и солнцем согрета.
На пасху христианские жители устраивали карнавал, в котором обязательно фигурировали евреи, как враги Христовы. Но когда в XVII веке один самодеятельный актер очень похоже и обидно изобразил местного еврея, суд приговорил его к крупному штрафу и стоянию у позорного столба «за то, что он позволил себе шутовское издевательство над уважаемым евреем». Просто торжество правосудия! Тут, конечно, не надо забывать, что католическое духовенство смотрит на лицедейство крайне косо, вот и случай подвернулся…Гражданство евреи получили в 70-е годы позапрошлого века. Жило их тут человек 250.
В Мировую войну евреям Дубровника вроде бы повезло: оккупировали город итальянцы. Но немцы строго следили за своими певучими союзниками и сильно им не доверяли. И по их требованию евреев перевезли на островок Лопуд – совсем рядом. Не рай земной, но уж точно – не Освенцим. Большинство их вывезли оттуда югославские партизаны и спасли. Немногие, увы, при бегстве итальянцев попали в руки к немцам…Дальше можно не продолжать.
Сейчас в городе евреев – человек десять Были бы все мужчинами – набралось бы на миньян в здешней красивой синагоге…