Даже трудно и сосчитать. Так бывает, что некоторые люди в зависимости от того, что требует настоящий момент, то объявляют себя евреями, то резко против этого протестуют. К примеру, в Эфиопии числилось в последние времена тысяч тридцать евреев-фалаша, а когда положение в стране стало совсем невыносимым, оказалось, что еще тысяч триста именуют себя фалашмура, то есть потомками некогда обращенных в христианство, и вдруг потребовали себя признать фалашами просто и немедленно вывезти их в Израиль.
Впрочем, наш разговор не об Эфиопии: в христианство или ислам насилием обращали и в других странах. Разговор именно о такой стране. О Португалии. Точнее – о северной провинции Траж-уж-Монтеш, дословный перевод – «За горами». Действительно, провинцию отделяют от остальной страны высокие горы. Край этот из тех, что в России называют «медвежьим углом». Несколько склонные к преувеличениям португальцы любили говорить, что в Траж-уж-Монтеш кончается белый свет. Свет, конечно, не кончался: дальше Испания, (правда, тоже отделенная горами,) а там дальше, за Пиренеями — и вообще Франция. Но и сейчас в провинцию ведут не лучшие — даже в Португалии – дороги, а в средние века там моно было спрятаться почти как в России за Уралом.
С 1497 года, когда в Португалии тысячи евреев были насильно крещены, многие семьи продолжали в глубокой тайне сохранять веру отцов. Делать это было очень трудно, ибо св.инквизиция была вечно начеку. Отцы-сыщики шныряли по городам, допытываясь у соседей подозреваемых, к примеру, а не предпочитает ли такой-то и такой-то баранину свинине. Любого доноса было достаточно, чтобы человека схватили. Под пыткой признавался любой, в чем хочешь. И тогда его передаваали светским властям с тем, чтобы « с ним поступили милостиво и без пролития крови». На костре, и вправду, кровь не проливают. Португалию – как и Испанию – охватила такая «охота за ведьмами», что составлены были списки «новых христиан» с тем, чтобы и в самом отдаленном поколении они оставались под подозрением. Лишь в 1768 году списки «новых христиан» были уничтожены. Зато началась столь стремительная ассимиляция, что вроде бы о евреях в стране – мы имеем в виду тайных, – говорить более не приходилось.
…Пока в 1917 году горный инженер Шварц не обнаружил в Брагансе и поселках Вила-Реал, Ковильян, Монкорву и в деревне Аргоселу в самой отдаленной провинции несколько общин. Внешне – да боюсь не только уж внешне – католиков, как католиков, но в тайне соблюдавшие некоторые мицвот. Выяснилось, что эти люди женились только между собой, молитвы передавали устно из поколения в поколение. Причем хранителями традиций были женщины, они же и руководили тайными молениями.
Когда Шварц – сам еврей – не сообщил им об этом, они были убеждены, что они – последние евреи в мире…
Некоторые вдруг почувствовали неодолимое желание открыто вернуться к вере своих предков. И капитан португальской армии Артуру Карлуш де Барру Башту в начале 20-х годов официально объявил о том, что он возвращается к вере, которую его предки исповедовали до 1497 года. Он призвал всех «новых христиан» (вообще-то 500 лет для «новизны» срок слишком большой) сделать то же самое. Сначала многие (но далеко не большинство) откликнулись на призыв капитана, даже создано было несколько общин, но довольно быстро они распались.Что ни говори, а 500 лет в отрыве от всего еврейского никуда не выкинешь. Да и, как выяснилось, католиками эти люди – особенно крестьяне из горных деревень – стали много большими, чем сами предполагали. Вроде бы и скрывать теперь незачем, но часто, как оказалось, и нечего. Не переходить же в настоящий иудаизм, чтобы тайно отмечать католические праздники?..