Top.Mail.Ru

Деревня Мычково Шацкого уезда

30.06.2003

Тамбов – город губернский. Деревня Мычково не была даже волостным центром, и рассчитывать на место на карте совсем не могла. Шацкий уезд, где деревня числилась, относится к Рязанской губернии. (Теперь – области, но существует ли в Шацком районе Рязанской области то, о чем мы хотим рассказать, увы, нам неизвестно.)

Итак, деревня Мычково. Очень бедная даже по меркам небогатой нечерноземной Рязанщины. Но довольно большая, и каждый конец деревни имел свое неформальное, так сказать, наименование. Нас может заинтересовать тот конец, что носил близкое нам всем с детства название «Жиды». Сразу заметим, что в этом знакомом слове не содержалось ни капли ругани. Просто констатация факта.

А вот какого факта – не разобраться. Толком ни один из сельчан, с кем приходилось встречаться в Москве, (и от которых автор и услышал все это), не мог мне толком объяснить, откуда это название взялось. Правда, говорили, что люди на этом конце проживали чернявые и курчавоватые. «Ну, — рассказывала одна пожилая женщина, — смотрю: долгорыл да носоват. Прям, как у нас в деревне, на Жидах». Согласитесь, что какой-то намек на антропологию присутствует, но, увы, маловатый. Однако некоторое наличие переднеазиатского расового элемента (скажем строго по научному) всеми отмечалось. Уж больно оно выделялось среди мычковчан с их приятными широкими лицами, курносыми носами и светлыми волосами, которые просто вопиют о восточно-финском происхождении, Упоминание о восточных финнах (марийцах, удмуртах, коми, мордве) пусть не смутит вас, читатель. В происхождении (этногенезе) великорусского этноса они сыграли едва ли не основную роль, а некоторая часть русских говорит на славянском языке, хорошо, если в третьем поколении. (Для наглядного примера приведу постоянных авторов превосходного в своей целенаправленности журнала «Молодая Гвардия» – супругов Пинаевых из Екатеринбурга. Они даже слово Свердловск в свое время писали сокращенно, чтоб рот не поганить. «Пинай» – по-мордовски «собака». По-русски не значит ничего.) Но, значит, не один финно-угорский элемент или тюркский участвовали в русском этногенезе. Все же, не беремся утверждать, что семитский.

Но… И имена жителей мычковского конца тоже запомнились: и Моисей там был, и Иосиф. Конечно, оба этих имени присутствуют в православном календаре. Но много ли Моисеев и Иосифов (Абрамов, Исааков и т.д.) встретите вы в нормальной русской деревне? Да еще и в Жидах.

Выяснилось, что верой обитатели Жидов тоже никак не выделялись. Ходили в ту же самую церковь, что и остальные, пока церковь не разрушили, разумеется. Занимались точно такой же крестьянской работой без отпусков и перерывов. Надежда на то, что среди них преобладали ремесленники – ну хоть кузнецы или хоть слесарь-ключник (фотографы, само собой, в Мычкове не водились) – тоже оказалась ложной. Нет, крестьяне-бедняки и все.

А женились-то между собой? Нет, женились тоже как все: кто на другой конец дочку отдавал, у кого сын жену брал из другой деревни.

Просто мистика какая-то. Случай несравнимый, скажем, с крестьянами из деревни Ильинка в Воронежской области. (Они сейчас переехали, в основном, в Израиль.) Те объявили себя евреями, чтобы исповедовать Веру Моисееву. А так как переход из православия даже в другую христианскую конфессию грозил каторгой, а уж в иудаизм и еще тяжелее, они заявили, что всегда евреями были. Тут, конечно, при царе ограничения в правах, да и при советской власти поощрения не было, но зато ходи в синагогу, сколько хочешь и ешь свою мацу по праздникам.

Будем надеяться, что появятся этнографы, которые направят свои стопы в таинственные дебри деревни Мычково, в конец Жиды.

Ибо дыма без огня не бывает…
{* *}