Фрейд утверждает, что “Палестина никогда не сможет стать еврейским государством”.
Тайно хранившееся более семидесяти лет у иерусалимского коллекционера автографов письмо Зигмунда Фрейда недавно было опубликовано итальянской ежедневной газетой “Corriere della Sera”. Автор публикации, Паоло Ди Стефано, обнаружил этот ценный документ в журнале Сиеннского университета. Столь редкой находкой он обязан исследователю психоанализа Микеле Ранкетти. Интересно, что содержание письма рискует основательно встревожить еврейские круги, которые использовали авторитет основателя психоанализа в жарких дискуссиях при создании Государства Израиль и отстаивании его идей.
В феврале 1930 года к 74-летнему Зигмунду Фрейду, находящемуся на вершине славы, обратилась иерусалимская сионистская ассоциация “Keren Hajessod”, которая просила великого ученого выступить с протестом против препятствий, чинимых арабами Палестины отправлению еврейского культа в Святом Городе и доступу к стене Храма. Фрейд отказался поставить свою подпись под текстом этого обращения, направленного одновременно и другим еврейским интеллигентам Европы. В своем ответе от 26 июня он выражает настойчивым просителям свою симпатию но, одновременно, разочаровывает их:
“Я думаю, что Палестина никогда не сможет стать еврейским государством и что христианско-исламский мир никогда не согласится видеть эти места находящимися под еврейским контролем. Я счел бы более разумным основать еврейскую родину на земле, менее обремененной историей. Но я признаю и то, что и у моей рациональной точки зрения имеется не больше шансов вызвать энтузиазм людей и финансовую поддержку богатых”. Фрейд не выступает против арабских притеснений, полагая, что палестинское
“недоверие” вызвано
“частично необоснованным фанатизмом “нашего народа””. И подводит черту: “Подумайте сами, могу ли я с таким критическим отношением поддерживать народ, плененный иллюзией неоправданной надежды”. “Corriere” рассказывает о том, что это письмо было признано получателями
“неуместным” и, вследствие этого, подверглось осуждению и осталось неизданным. Один из них, Шиам Коффлер (Chiam Koffler), передал его иерусалимскому коллекционеру автографов Абраhаму Швадрону (Abraham Schwadron), предварительно взяв с последнего обещание, что
“Ни один человеческий глаз никогда не сможет его увидеть” . Именно это письмо и было опубликовано по случаю выхода в свет труда Микеле Ранкетти “Земля обетованная” (
“La Terre promise” ).
Если Фрейд так и не вмешался в исторический конфликт и никогда не обнаружил у себя сионистского чувства, то его письмо является подтверждением того, что не скрывал он и приверженности своим еврейским корням и своему народу. В 1925 году он заявлял, что находится
“далеко от еврейской религии, как и от любой другой религии вообще” , однако вскоре добавлял:
“То, что меня связывает с иудаизмом, не является ни верой, ни национальной гордостью, даже, когда я чувствую к ним склонность, но есть множество других вещей, которые являются неотразимым соблазном для иудаизма и евреев” . Он навсегда запретил себе идентифицировать психоанализ с какой-либо из еврейских наук.
Современники и граждане Австро-Венгерской империи, Зигмунд Фрейд (1856–1939) и основатель сионизма Теодор Герцл (
Theodor Herzl ) (1860–1904), никогда не встречались, хотя в течение нескольких лет жили на одной и той же улице Вены — замечательной Бергштрассе. Ранкетти проводит однако параллель между опубликованным Герцлем в 1896 году сионистского манифеста “Государство евреев” (
“L'Etat des juifs” ) и появившимся тремя годами позже трудом Фрейда “Толкование сновидений” (
“L'Interprétation des rêves” ), ставшим своего рода метрикой психоанализа. В том и в другом случае, пишет Ранкетти, мы сталкиваемся с поиском
“Земли обетованной” . Но если для Герцла “Земля обетованная” — родина, то для Фрейда — это
“человеческое сознание” . Если для первого она является местом,
“где идеалы и традиции могут свободно реализовываться только в рамках государства” , то для второго
“диаспора” фактически объединяет всех людей и территориальное решение Герцла выглядит слишком ограниченным, а понятия “территория”, “язык”, “народ” и “религия” смахивают на
“новые руины храма” .
В 1939 году Фрейд публикует свое большое произведение “Моисей и монотеизм” (
“Moïse et le monothéisme” ). Некоторые усматривают в нем критику самих еврейских корней, другие — психоаналитическую историю народа и религии.