Среди анекдотов, которые известны всем (во всяком случае, евреям), есть такой:
Еврей входит в Нью-Йорке в метро и видит негра, читающего еврейскую газету. «Тебе уже мало, что ты — негр!»,- произносит еврей со вздохом. Самое занятное, что у этого анекдота есть, так сказать, исторические корни. Во-первых, негры-иудаисты, (о них мы еще когда-нибудь расскажем), а во-вторых, вспомните хотя бы великого афро-американского певца Поля Робсона. Как драматический актер он играл Отелло на идише, говорил на этом языке хорошо и охотно и отказался от того, чтобы ему писали слова в английской транскрипции — выучил алеф-бейс. В специфических условиях России разговора о чернокожих евреях нет. Наоборот, разговор пойдет о людях, по преимуществу, светловолосых и голубоглазых: о русских крестьянах, избравших для себя Закон Моисеев.
Впервые название «жидовствующие» появилось на Руси в официальных документах — административных и церковных — во второй половине ХV века. Этим в тот период не ругательным, а констатирующим словом обозначали еретиков внутри православия, в коих видели склонность к иудаизму. Занятно, что до начала ХVI века, в Московском государстве не знали того резко отрицательного отношения к евреям и их вере. То есть, конечно же, церковные авторитеты в трудах своих всячески евреев клеймили, но имелись в виду современники Христа, допустившие распятия. Наоборот, ветхозаветные пророки (пользуюсь христианской терминологией для понятности), цари Давид и Соломон и прочая, прочая, прочая упоминались в самом положительном и даже трепетном смысле. С XVI положение резко изменилось , и значительная часть энергии духовных и светских властей тратилась теперь на всяческие меры по недопущению вредного племени в пределы Святой Руси. Многие историки полагают, что это тесно связано с «жидовствующими».
Летопись гласит, что некий Схария Жидовин (попроще: а ид Захария) прибыл в Новгород в свите киевского князя в 1471 году. Тут он почему-то «совратил в жидовство» двух городских священников (за людей простых он, судя по всему не брался, вот все они такие!) Священников звали Алексий и Денис. (Как они сами себя стали называть летопись не указывает, но нам кажется, что имена Моня и Додик прекрасно подошли бы этим отступникам). Бывшие священники, а ныне труженики Моссада — или как тогда это называлось? — стали усердно свою ересь распространять и в том достигли успеха. Причем успех этот вовсе не остался незамеченным: новгородский архиепископ Геннадий начал преследование инакомыслящих, но...
Далее следует прямо как для «Молодой Гвардии» и близких по духу изданий. Уже рука справедливого гнева трудящихся, можно сказать, занесена была над бывшими священниками, этими «оборотнями в рясах» (ибо внешне служили они по-прежнему в церковных должностях), как Великий князь московский Иван III назначил их на высокие церковные должности в Москву. Отчего? Почему? У Великого князя спрашивать о причинах его решений не было принято. Жил бы тогда видный военачальник генерал Филатов из газеты «Завтра», он бы не побоялся и князя разоблачить: Иван ли? Третий ли? Но увы, генерала Филатова еще на свете не было, и все так и осталось покрытым тайной. Зато плоды деятельности этих, с позволения сказать, священников в истории известны. В Москве появился новый и куда более мощный центр зловредной ереси: к ним примкнула невестка Великого князя Елена и влиятельный дьяк Федор Курицын.
А в Новгороде между тем прошли аресты «оборотней», и у них были обнаружены тетради, по которым они «молились по-жидовски». Дальше все пошло не хуже, чем в Испании: часть подозреваемых под пытками отреклась от ереси, (а это значит, что пытки пошли им на пользу), часть — бежала на Москву, где нашла покровительство у вышеупомянутого Великого князя, часть же твердо приняла муки и смерть.
В Москве, однако, влияние «жидовствующих» продолжало расти. И они вступили в политическую борьбу, поддержав Дмитрия, сына княгини Елены, в борьбе за престол. Но тут Великий князь как бы пробудился, назначил наследником сына своего Василия. Тут и дьяк Курицын умер. И началось искоренение: некоторых еретиков сожгли на костре (опять не хуже, чем в Испании), другие же бежали в Литву, формально объявили себя евреями — и так им и надо.
Читая обо всем этом, зная, что евреи избегают обращать других людей в свою веру, ибо царствие небесное обеспечено им , если соблюдают они Десять Заповедей, невольно сомневаешься : а переходили ли эти самые «жидовствующие» в иудаизм? Скорее всего, в большинстве случаев — нет. Это были , наверное, поиски новых путей в христианстве. Зато на Москве установилось и пережило века и исторические формации неприязненное отношение к евреям, которые «христианский народ в жидовскую веру совратить ищут»...