Квакеры — протестантская христианская секта, очень строгая. У них нет священников и проповедников — каждый может прочитать проповедь после того, как община долго сидит в молчании, ожидая просветления свыше. Квакеры привыкли к преследованиям: еще в XIX веке, они, убежденные противники рабства, организовывали неграм-рабам побеги, за что их сильно не любили и преследовали рабовладельцы. Главная же черта квакеров — упорство. Если квакер в чем-то убежден, свернуть его с этого пути невозможно. Американский консул в Иерусалиме — в далекие османские времена — пришел к выводу, что истинная вера — это закон Моисея. Его назначили консулом США в 1844 году, а в 1848 он прошел гиюр, принял имя Михаэль и стал убежденным евреем. Жена его отнеслась с уважением к перемене его взглядов, но еврейкой стать отказалась, а потому с ним развелась. (Тут возникла трудность: новоиспеченный Михаэль хотел разводиться по Галахе, для чего в городе должна была быть река, жена же требовала его прихода в квакерский молельный дом. В результате оба развелись по отдельности.) Занятно, что единоверцы (бывшие единоверцы) не прокляли его, ибо — точно по их этике — он пошел путем, подсказанным Б-гом. Зато среди местных ашкеназов начали шириться сплетни и шепотки, что привело Михаэля (Уордера) Крессона к мысли, что ашкеназская община нуждается в усилении религиозного духа. Он женился на сефардке и стал видным членом сефардской общины. Так сказать, еврей-сефард англо-саксонского происхождения. Ашкеназов он в чувство не привел, но сефарды столь его уважали, что похоронили на Хар-Зейтим, Масличной горе.
Случай из ряда вон выходящий, разве лишь потому, что разговор идет о высоком дипломатическом чиновнике великой (даже в ХIX веке ) державы. Вообще же, подобное случалось не раз и не два в истории человечества. Надо сказать, что редко в этом принимали участие евреи. После Вавилонского пленения прозелитизм в еврейской среде не приветствовался. Но это не мешало некоторым евреям пытаться обращать в свою веру иноверцев: они считали, что поступают согласно заветам Моше. Спорить с ними нам трудно, поскольку происходило это во времена от нас уже отдаленные. Скажем, в XVII веке евреи-рабовладельцы в Америке, следуя древнему обычаю, обращали своих рабов в иудаизм. Интересно: что ими движило? То ли сознание, что владеть рабами ( в той совсем не библейской форме, как в Америке) — дело грешное. То ли трезвый вывод, что обращенные рабы, коих как евреев следовало освобождать на седьмой год рабства, служить будут не за страх, а за совесть? Кстати, рабы, упоминаемые в Танахе, были скорее младшие и не совсем полноправные члены большой семьи, а вовсе не тот «говорящий скот», как в Греции, Риме и США. Будучи освобождены, эти люди продолжали служить у своих бывших владельцев .Несколько современных еврейских негритянских конгрегаций в Штатах ведут свое происхождение именно от этих бывших рабов.
Вот вам пример преступлений работорговцев: мало того, что они торговали людьми, как скотом, но они их еще и евреями сделали! Есть о чем подумать лидерам Нации ислама — чернокожим антисемитам в Америке.
Но, как говорится, Б-г с неграми, то есть, простите, афро-американцами, то есть, снова простите, афро-американо-евреями (запутаться можно!) В те тяжелые времена, когда их покупали на аукционе, их не спрашивали, кем они хотят стать (ненужное зачеркнуть!). В конце концов, белые владельцы-христиане в Америке своих рабов не крестили, браки их считали «кошачьими». Да и вместо имен давали клички. (Это относится к протестантам; католики в Южной Америке католичество вводили железной рукой. Что, впрочем, не мешало им относиться к своим чернокожим единоверцам ничуть не лучше, чем еретики-протестанты.)
Так что со стороны евреев с малопристойной профессией «рабовладелец» это был еще человеческий шаг...