Говоря «Голландия» вместо привычного «Нидерланды», мы отнюдь не пренебрегаем географической точностью. Просто во время описываемых нами событий Нидерланды включали и значительную часть нынешней Бельгии, тогда как нас интересуют именно те северные протестантские земли, которые были некогда голландской частью Нидерландов. Евреи проживали в этой небольшой (иногда — побольше, иногда — поменьше) стране с очень давних времен. Но известно о них не так уж много: да и их самих тут много не бывало. В принципе, судьба голландских евреев не особо отличалась от судьбы остального племени во всей католической Европе: то изгонят, то обвинят в распространении «черной смерти» – чумы, то ограничат проживание набором определенных населенных пунктах сельского типа…
В 1556 году страна попала под власть испанской короны, после чего последовало вполне закономерное изгнание евреев: королем-то был тогда Филипп II, достойный продолжатель дела Фердинанда II Арагонского, очистившего от евреев метрополию. С какой стати ему было лишать себя этого маленького удовольствия и в Нидерландах? Заметим только, что изгнанные евреи принадлежали, в основном, к ашкеназскому званию.
Не будем гадать, были ли нидерландцы благодарны королю за изгнание евреев или нет. Достоверно известно одно: испанцев в частности, католиков вообще и его величество лично — они ненавидели всей душой. И потому с 1566 по 1609 год вели с испанцами упорную войну. В результате этой войны добились независимости и признания испанцами своей протестантской веры. А последняя, между прочим, подразумевала личную ответственность каждого человека перед Б-гом. В том числе — в вопросах веры. Страна нуждалась в предприимчивых и — что очень важно! — заведомо антииспански настроенных людях. Иными словами, евреям вновь разрешили проживать в стране. Туда стали прибывать изгнанники с Пиренеев, чьи звучные испанские фамилии и изысканный кастильский (и португальский) выговор, честно говоря, резали слух подуставших от всего этого нидерландских граждан.
Марраны же, привыкшие притворяться католиками и водить, по возможности, за нос Священную Инквизицию, стали по привычке основывать еврейские общины — да не простые, а тайные. А возводимые ими синагоги внешне подозрительно смахивали на католические костелы. Это им и в Испании не очень-то помогло, и Португалии, а уж тут-то могли бы и сообразить, что ничего, кроме цорес («царатос» — на еврейско-испанском), такая мимикрия не принесет. Но уж больно напуган был народ, чтобы взвесить все «за» и «против».
Помогли разобраться в ситуации добрые обыватели Нидерландов. Бросили клич: «Долой католиков!», — и народ стал собираться на площади, где возводился предполагаемый костел. Намяли евреям бока основательно, но, убедившись в том, что ничего общего с католицизмом они не имеют, отпустили с миром. Но, что самое главное, даже мысли о погроме не возникало. В общем, хоть и с намятыми боками, но жизнь можно было начинать новую — совсем не похожую на то, что было за Пиренейскими горами.
Конечно, статус евреев долгое время оставался неопрелеленным, а каждый город имел свои правила на этот счет (причем, нередко весьма разнообразные). Но, главное, не было инквизиции. Да и массы унизительных ограничений, как в соседней Германии или дореволюционной Франции (да почти всюду). На большей части Голландии было разрешено исповедовать иудаизм, создавать общины, иметь те же имущественные права, что и христианские граждане.
Общую идиллическую картинку могло бы нарушить отсутствие политических прав, но… Просим не забывать, что на дворе стояли XVII–XVIII столетия и христианское государство защищало, прежде всего, христиан. Запрещены были и смешанные браки — положа руку на сердце: вот тут-то мнения властей предержащих и набожных евреев совершенно совпали.
Сефарды внесли в процветание Голландии весомый вклад: например, четверть кораблей Вест-Индской компании — столпа голландского процветания — принадлежала евреям. Они же создали и упрочили такие виды промышленности, как шелковая, сахарная, табачная и шоколадная. Амстердам стал мировым центром обработки алмазов. Этим и по сей день занимаются исключительно евреи. Вы, конечно, понимаете, что появились и крупные банкиры.
Медицина тоже стала преимущественно профессией еврейской (одного из врачей – евреев изобразил великий Рембрандт, очень хорошо относившийся к евреям и закончивший дни свои в еврейском квартале).
Да и вообще, взаимоотношения с окружающим населением (титульной, как сказали бы у нас, нацией) были хорошими.