В 1938 году доктор Маркус Шпигель (Marcus Spiegel), занимавший тогда пост директора Еврейского национального фонда в Польше, посетил Палестину. А по возвращении порадовал семью известием о приобретении в Палестинской корпорации земельного планирования одного дюнама земли. «Он сказал, что этот участок находится между Тель-Авивом и Нетанией», — вспоминает его сын Элиезер Шафрир (Eliezer Shafrir).
Доктор Шпигель, его жена и дочь погибли во время Холокоста, а Элиезер, единственный уцелевший член семьи, эмигрировал в Израиль. Узнав о том, что европейские страны возвращают еврейскую собственность родственникам ее владельцев, он пять лет назад решил попытаться разыскать тот участок земли в Израиле. Однако все попытки получить в Израильской корпорации земельного планирования (ILDC) информацию о принадлежавшей его отцу собственности ничего не дали. Спустя шестьдесят лет после окончания Второй мировой войны в ILDC не предусмотрено возвращения собственности родственикам жертв Холокоста. «Мне 79 лет, — разводит руками он, — и я не уверен, что я когда-нибудь узнаю, чем закончится это дело».
Многие евреи, которые впоследствии погибли в водовороте Холокоста, до Второй мировой войны приобретали недвижимость в Палестине. Некоторые делали это из сионистских побуждений, другие надеялись получить с купленного имущества выгоду. В подготовленном после войны отчете сообщалось, что в Палестине погибшими впоследствии евреями было приобретено более 600 домов и сотни участков земли под застройку или под сельскохозяйственные цели. Общая площадь этого земельного имущества превышала 20 тысяч дюнам. На протяжении долгих лет судьба приобретений оставалась неясной. Родственники, тратившие время и деньги на то, чтобы вернуть собственность, один за другим оказывались увязшими в трясине израильской бюрократии.
В 2000 году в Кнессете был создан специальный комитет по идентификации и возвращению израильского имущества жертв Холокоста, который пытался определить местонахождение двух видов имущества — банковских счетов и недвижимости. Расследования, касающиеся первой категории, в настоящее время близки к завершению, в то время как изучение вопросов, связанных с недвижимостью, только-только началось.
Генеральный куратор организации пропавшей собственности проинформировал министерство юстиции Израиля о наличии в стране трех тысяч единиц недвижимости, которые принадлежат жертвам Холокоста. Представители Еврейского национального фонда обнаружили еще сотни единиц, которые не были учтены в этой цифре.
На прошедшей неделе делегаты от занимающихся этим вопросом организаций были приглашены в Кнессет для подписания соглашения о внешней ревизии, направленной на определение местонахождения имущества, принадлежащего жертвам Холокоста. Однако представителей IDLC на церемонии подписания соглашения не было. Главным агенством по недвижимости, которое продавало евреям имущество в Европе, США и арабских странах, была компания, основанная в 1908 году как Палестинская корпорация земельного планирования.
Недавно адвокаты ILDC объявили о том, что компания согласна на проведение внешнего расследования дел о пропавшей собственности. По словам адвокатов, компания даже готова частично финансировать начало этого расследования. Однако при этом она выдвигает и собственные требования. В частности, чтобы сделанные после проведения ревизии пропавшей собственности рекомендации не носили принудительного характера.