История евреев Византии — это история непрерывного ужесточения антиеврейского законодательства. В V веке император Феодосий собрал воедино все антиеврейские законы и, в довершение ко всему, запретил строить новые синагоги. Простодушный василевс не знал, что синагогой (в отличие от христианского храма) может служить любое помещение.
Юстиниан Великий в VI веке относился к евреям и того хуже, на что у него, впрочем, помимо естественной зоологической вражды, имелись достаточно веские причины: интересам империи стало угрожать усиление сочувствующего иудеям царства Химьяр; христианская часть населения которого немилосердно преследовалась еврейским царем Зу-н-Навасом. И христианский василевс вполне обоснованно подозревал своих еврейских подданных в том, что химьярскому государю они сочувствуют куда больше, нежели ему… Ну, с Химьяром-то кое-как разобрались, натравив на него христианского единоверца в лице соседней Эфиопии, которую поддержали снаряжением и разведданными. Ромеи, к слову сказать, вообще были великими мастерами стравливать своих противников: то печенегов на славян натравят, то славян на печенегов, то, глядишь, свою православную царевну в нужный момент за правителя иудейского Хазарского каганата выдадут… Политика, сами понимаете, дело тонкое. И грязное. А уж политика византийская…
Вот здесь как раз следует внести ясность. В отличие от средневековой Европы, где с малочисленными и разбросанными по городам еврейскими общинами можно было творить что угодно (семей 10–20 погромить — ну чем не удовольствие!), Византии приходилось иметь дело с евреями совсем иного типа. Центр в Эрец-Исраэль не был разгромлен, он по-прежнему имел огромное влияние на всех евреев империи, живших очень крупными общинами и на удар отвечавших ударом. А то и двумя (как, например, во время восстания в Антиохии, когда убили патриарха и сильно проредили его паству). Другие евреи толпами уходили в Хазарию, стремительно выраставшую в мощного и непримиримого врага Византии.
Когда же в VII столетии трон захватил Ираклий I, на Византию стеной пошли персы (которые тогда еще не были мусульманами). Евреи немедленно приняли их сторону и помогли им захватить Иерусалим, что совсем не помешало «освободителям» причислить евреев к числу побежденных и обложить налогом. Хотя налог тот и был куда легче того, которым персы обременили христиан, он все равно являлся непосильным (а для вчерашних союзников — еще и оскорбительным). Этим-то и воспользовались тайные агенты Ираклия, пустившие слух о том, что император, дескать, все простит евреям, если они выступят против персов. Евреи, конечно, поверили и пособили василевсу. Тот благополучно разнес персов в пух и прах и вернул в Иерусалим увезенные ими христианские святыни. А потом начались такие погромы…
Тут мы на мгновение остановимся. В любом не слишком дружественном евреям историческим труде вся эта история с ударом по Византии, а потом с Византией — по бывшим союзникам приводится как образец предательской сущности еврейского племени. Будто и не заглядывали историки в европейскую историю, которая сплошь состоит из такой «дружбы до гроба»! Все дело в том, что евреи, со своей еврейской точки зрения, попросту не могли изменить ни ромеям, ни персам, ибо дело происходило в Эрец-Исраэль и поблизости, а значит, права Константинополя (равно как и Ктесифона) на эту землю были однозначно незаконными. Евреи отстаивали СВОЮ землю и были вольны выбирать, с кем вступать в союз, против кого и в какой последовательности.
Меж тем Византия, расправившись с персами, продолжала сокращаться — теперь уже под ударами арабов. Возникновение ислама и арабское завоевание Палестины и Египта несколько улучшили положение тамошних евреев. Потом, как мы знаем, все обернулось тягчайшими конфликтами, но это уже потом. Впрочем, несуществующей теперь Византии от этого уже ни горячо ни холодно.
В VIII–IX веках византийское общество было охвачено грандиозной внутренней борьбой, которую вели между собой две партии христиан: иконопочитатели («иконодулы») и иконоборцы («иконокласты»). Ну, с первыми, в общем, все понятно; вторые же считали почитание икон равносильным язычеству и вовсю расписывали храмы изображениями животных и картинками на светские темы. Причем, борьба велась не на жизнь, а на смерть. И, естественно, обе стороны (чаще иконоборцы) прибегали как к последнему аргументу к Священному Писанию — книге, что бы там ни говорили, еврейской.
И оттого оппоненты любили именовать их евреями (в чисто ругательном, разумеется, смысле). Ну, как еще, скажите на милость вы христианина хуже обзовете? Евреи же в спорах христиан между собою не участвовали: своих забот хватало. Иконоборцы, естественно, от грязных обвинений защищались яростной антиеврейской риторикой, стремясь с ее помощью доказать свою приверженность христианству. Но следы этих обвинений все-таки сохранились и, глядишь, нет-нет, да и проскользнут в каком-нибудь «Современнике». Что наводит на мысль о схожей природе многочисленных обвинений «жидовствующих сект»…
Впрочем, к предмету нашего рассмотрения все это уже не относится. В мае 1453 года Византийская империя окончательно пала под натиском турок.
А евреи остались…