На обложке книги “Евреи Калифорнии” — идущий против ветра Моисей. Как и положено, он несет Десять заповедей. Только вот спускается не с горы Синай, а с огромной гранитной скалы Эль-Капитан (
El Capitan), что в калифорнийском национальном парке “Йосемит” (
Yosemite). А внизу, у подножия, собрались все колена Израиля.
Изображение, между прочим, исполнено глубокого смысла. Нисходящий на земли Дикого Запада пророк становится своего рода символом
“превращения Калифорнии в землю обетованную”. Кстати, сами американцы, включившие этот штат в состав своего государства в 1850 году, относились к Калифорнии примерно так же, называя ее то обретенным раем, то раем потерянным. Выделяли его и израильтяне — по причине удивительного климатического и экологического сходства с родиной предков.
В подготовке этого любопытного издания участвовало шестнадцать авторов. Как пишут в предисловии редакторы Ава Ф. Кан (
Ava F. Kahn) и Марк Доллинджер (
Marc Dollinger),
“Еврейские иммигранты в Калифорнии использовали физическую среду обитания, этническое разнообразие и наличие особой культуры для того, чтобы сформировать иудаизм, ставший для американского опыта уникальным”. Ключевым и определяющим фактором стало то, что евреи в эпоху золотой лихорадки приезжали сюда не как аутсайдеры в уже заселенные места, но как первопроходцы — в еще не оформившийся социум. За полтора столетия, конечно, многое изменилось, однако исследователи по-прежнему сходятся на том, что миллион калифорнийских евреев по-прежнему отличаются от своих восточных братьев — они в меньшей степени подвержены влиянию традиции и социальной жизни, не столь религиозны и более индивидуалистичны.
Сборник “Евреи Калифорнии”, вопреки своему “всеобъемлющему” названию, вовсе не является всеобъемлющим обзором современного еврейства Золотого штата. Скорее, напротив — эклектичный набор глав, посвященных, главным образом, анализу отдельных движений и институтов. Так, в главе “Киббуц Сан-Фернандо” профессор Тель-Авивского университета Наама Сабар (
Na’ama Sabar) говорит о великом множестве бывших израильских киббуцников, расселившихся в северной части Лос-Анджелеса и создавших практически самостоятельное и закрытое общество.
Глава “Кетубот в Золотом штате” содержит развернутый обзор ранней архитектуры здешних синагог, рассказывает о современном витражном искусстве. Ами Хилл Шевиц (
Amy Hill Shevitz), один из самых жизнерадостных авторов сборника, рисует портрет тихоокеанской Венеции, в которой еврейские пенсионеры и ортодоксальные приверженцы иудаизма непринужденно общаются с байкерами и культуристами. А глава о первых голливудских магнатах, написанная Фелицией Герман (
Felicia Herman), касается прелюбопытнейшего аспекта известной истории об амбициозных предпринимателях-эмигрантах, основавших здесь свои киностудии, акцентируя внимание на роли во всем этом еврейской общины и других организаций, занимавшихся “защитой” еврейского образа в кинематографе, то есть ликвидацией антисемитских стереотиов и разоблачением “чрезмерно” проеврейских персонажей и сюжетов. Все это делалось для того, чтобы лишить дополнительных аргументов тех, кто обвинял евреев в установлении абсолютного контроля над Голливудом.
Другой автор сборника, Эллен Айзенберг (
Ellen Eisenberg), обращается в менее “героическим” эпизодам жизни еврейской общины штата, представители которой, например, отказались выступить с протестом против интернирования американских граждан – японцев после трагедии Пёрл-Харбора, одновременно требуя, чтобы еврейских беженцев Германии не считали “союзниками врага”.
Ава Ф. Кан и Гленна Мэтьюз (
Glenna Matthews) рассказывают о выдающейся роли еврейских женщин в борьбе за предоставление избирательного права, а также в политике, экономике и общественной жизни. В другой главе Брюс Пауэлл (
Bruce Powell) описывает занимательные эксперименты, проводившиеся в области современной еврейской жизни и образования в институте Брэндейс-Бардин (
Brandeis-Bardin), а также эпизоды из жизни его основателя — Шломо Бардина.
Возможно, что наиболее полезной станет для читателей глава Стивена Виндмюллера (
Steven Windmuller), анализирующая отношения евреев с латинским населением Лос-Анджелеса. В союзе этих двух этнических групп Виндмюллер видит для калифорнийских евреев вообще и для американских, в частности, шанс восстановить свою историческую (почти забытую сегодня) роль катализатора социальных реформ.
Перед тем, как история калифорнийских евреев стала модной академической дисциплиной, отдельные исследователи уже пытались заниматься ею. К сожалению, о них в новом сборнике почти ничего не говорится. Как и о еврейской периодике, выпускавшейся в штате (например, о несуществующей ныне “B’nai B’rith Messenger”).
Впрочнем, несмотря на эти упущения, книга “Евреи Калифорнии” вполне может стать чем-то вроде проводника в мир одной из самых увлекательных общин американского еврейства.