Три с половиной столетия назад, в 1654 году, в порту Нью-Амстердама пришвартовалось небольшое судно «Святая Катерина». Большинство его пассажиров (
«двадцать три души, больших и малых» , как пишет летописец того времени) составляли оборванные и грязные еврейские беженцы из Бразилии, изгнанные захватившими эту латиноамериканскую колонию португальцами… Они были не первыми евреями, прибывшими в Северную Америку. В 1585 году их соплеменник Йоахим Гансе работал металлургом и горным инженером в злополучной британской колонии в Роанок-Айленде. Впоследствии другие евреи, большинство из которых были отважными торговцами, открыли в американских портах свои лавки.
Однако «большие и малые» бразильские беженцы отличались от евреев, прибывших до них. Несмотря на свою материальную необустроенность, они попытались осесть на этих землях и сформировать жизнеспособную общину. Из опыта еврейских первопроходцев Америки можно подчерпнуть очень многое. Они проявили недюжинную политическую смышленность в борьбе за свои права и личным примером проиллюстрировали принцип «весь Израиль ответственен друг за друга». С помощью своих еврейских собратьев в Амстердаме, среди которых были пайщики голландской компании «Датч Вест Индия», контролировавшей Нью-Амстердам (или, по-нынешнему, Нью-Йорк), им удалось преодолеть великое множество юридических и политических препятствий включая и жесткое сопротивление со стороны антисемитски настроенного губернатора колонии Питера Стуйвесанта (
Peter Stuyvesant). Несмотря на его возражения, они все же добились не только права обосноваться в Нью-Амстердаме, но и права
«путешествовать, торговать, жить и обитать» (с пометкой, правда, что
«бедные среди них не станут обузой компании или общине, но будут поддержаны их собственной нацией» ).
Не менее важным событием 1654 года стало решение голландских властей дозволить евреям остаться в Америке. Полезность последних (а точнее то, что они могут помочь обогатить колонии) оказалась для здравомыслящих голландцев аспектом куда более важным, нежели то, что те не были христианами. Руководство «Датч Вест Индии» опасалось, что гнетущая и ограничительная колониальная политика сократит численность населения, будет препятствовать иммиграции и отпугнет инвесторов. И евреи Нью-Амстердама заметно раздвинули рамки американского религиозного плюрализма.
В течение последующих трехсот пятидесяти лет в Америке осели еще несколько миллионов переправившихся через океан евреев. Как и еврейские «пионеры» Нью-Амстердама, многие из них прибывали сюда беженцами, ищущими новый дом. Однако им пришлось столкнуться с новой немаловажной трудностью: как сохранить иудаизм в условиях ассимиляции. И даже свобода вероисповедания не всегда была им помощником в этом. Евреи всегда оставались бдительными, неизменно следя за тем, чтобы их завоеванная с таким трудом свобода не была утрачена.
Тема человеческого потенциала, тема способности американских евреев изменить ход истории по-прежнему актуальна и в наши дни. История американского еврейства при соответствующем изучении видится не просто сухим перечнем событий. Это история того, как народ творил эти события, организуя и укрепляя общины, преодолевая трудности. И, возможно, этот урок — самый важный из всей 350-летней истории американского еврейства.