До сих пор мы писали о типичных для евреев профессиях, представители которых составляли довольно сложную, как мы убедились, социальную структуру любой еврейской общины. Но всё это были занятия, которыми человек кормился и содержал семью. А ведь были еще и общественные, заработка не приносившие, но являвшиеся весьма и весьма почетными. Взять хоть такую невеселую тему, как похороны и подготовку к ним. Все люди умирают, и евреи в этом отношении (редкий случай!) ни от кого не отличаются. Разве что самим подходом к подготовке перехода в мир иной…
Как и другие народы Ближнего Востока, евреи придают достойному погребению огромное значение. И, смею вас заверить, в этом смысле так и остались типичным ближневосточным народом, в какой бы Западной Европе ни жили. Еврейский обычай требует быстрого погребения усопшего. Впрочем, если ближним требуется некоторое время, чтобы добраться, похороны можно немного отложить, но лишь ненадолго. Вот если наступил канун
Шаббата или Йом Кипура, отсрочка может быть более долгой.
Еврейский покойник погребается только после совершения нескольких важных ритуалов. Иной раз довольно сложных. Занималась этим общество
«Хевра кадиша» (дословно «Святое общество»), члены которого оказывали усопшим последние почести, готовили их к погребению и хоронили. Основал общество раввин Элиэзер Ашкенази — в 1564 году, в Праге, откуда оно постепенно распространилось по всему еврейскому миру. Прямо скажем, в крошечных местечках или деревнях
«Хевра кадиша» возможно было организовать не всегда, и потому там этим занимались родственники и наиболее уважаемые члены общины — разумеется, с ребе во главе. Но любой город, который претендовал на звание города
хевру организовывал обязательно. И входили в нее люди, сведущие в Устном Законе и желавшие послужить обществу, а общество, в свою очередь, платило им немалым почетом. В
«Хевра кадиша» вступали иной раз и в шестилетнем возрасте, проходя впоследствии длинный путь обучения. Можно было стать членом погребального братства и унаследовав эту должность от отца.
В «Хевра кадиша» скапливались немалые деньги, но приходили они исключительно как пожертвования, потому главным здесь был габбай — староста, сборщик налогов.
Чем же занимались эти люди, что все их чтили? Одной из важнейших обязанностей их являлась
тоhopa (очищение, омовение). Обнаженное тело клали ногами к двери (что означало устранение нечистоты), омывали теплой водой, произнося при этом библейские стихи. Голову и переднюю часть тела смазывали взбитым яйцом, и это символизировало вечный круговорот жизни. Затем тело ставили вертикально и омывали девятью
кавами воды (а в каждой каве — от 10 до 17 литров, посчитайте, сколько воды надо принести в условиях отсутствия водопровода!), тщательно вытирали и заворачивали в саван-
тахрихим (женщин, естественно, омывали женщины: разделение полов в иудаизме имеет силу и после смерти).
Затем члены
«Хевра кадиша» тщательно мыли руки в соленой воде…
Мы не будем подробно описывать весь погребальный обряд, скажем лишь, что рытье могилы тоже было обязанностью членов погребального братства. Почетной, между прочим, обязанностью.
И вот ведь что удивительно. У большинства народов всем этим занимаются или ближайшие родственники, или, чаще, специально нанимаемые люди. И люди эти — омывальщики, могильщики — везде относятся к презираемому сословию. В древнем Египте, например, бальзамировщиков (парасхитов) сразу после завершения работы прогоняли, осыпая камнями и ругательствами. А деньги перед этим давали не в руки, а кидали на песок, к ногам… Ну, это, положим, крайность. Но в любой цивилизованной стране работник, скажем, морга не очень-то любит признаваться незнакомым, где он работает, хотя зарабатывает прилично. Ибо кто и когда скупится перед лицом смерти близкого?
Евреи, естественно, тоже понимали, что работа с трупом — не из приятных. Но брались за нее охотно и с гордостью: в этом была забота о ближнем и о том, чтобы он достойно ушел из жизни.
Как уже говорилось выше, перед лицом смерти евреи не отличаются от других людей. Они умирают как все. Но к покойнику относятся иначе…