Безлунной октябрьской ночью 1942 года группа пытавшихся спастись от нацистского беспредела евреев покинула польскую деревушку Короловку (
Korolowka). И покуда в Европе бушевала Вторая мировая война, они скрывались от Холокоста в двух огромных пещерах, прорезавших земную твердь всего в полутора метрах под раскинувшимися пшеничными полями.
Почти два года десятки людей существовали в кромешной темноте. Лишь по ночам мужчины выбирались наверх, чтобы раздобыть пищу и дрова. Жили на скудном пайке из ячменя и картофельного супа. Готовили на керосинке. Спали по двадцать два часа кряду. И оставались в здравом рассудке лишь благодаря тому, что пересказывали библейские истории о царе Давиде и Рут и польскую поэзию да вспоминали украинские народные сказки.
«Еще мы очень много говорили о еде, — вспоминает Сол Векслер (
Sol Wexler), 74-летний старик из Бронкса, изменивший свою настоящую фамилию Вейхсельблатт (
Weichselblatt) на американский манер. —
Я, например, мечтал съесть сырую картошку».
И они выжили.
«Я увидела солнце 12 апреля 1944 года, — рассказывает Шанкале Хокмэн (
Shunkale Hochman), 70-летняя бабушка трех внуков из Лонг-Айленда. —
На земле еще лежал снег, и я была буквально ослеплена им. После столь долгого пребывания в темноте выходить на свет было очень страшно». Их поразительная история на протяжении почти шести десятилетий была мало кому известна, пока отважный исследователь Крис Никола (
Chris Nicola) из Квинса не наткнулся однажды на два тайных убежища, известных как Вертебский грот и Грот Священника, а затем разыскал и их уцелевших обитателей. Статья об этом была опубликована в июньском выпуске журнала «National Geographic» и стала своеобразным завещанием Штермеров (
Stermer), Додыков (
Dodyk), Вейхсельблаттов и других семей из пещеры, страстно желавших выжить. Миссис Хокмэн (в девичестве Додык) было девять лет, когда она спустилась под землю. Сегодня она вспоминает:
«Там, в пещере, мы думали, что являемся единственными уцелевшими, потому что наверху они убивали всех». Крис Никола называет эту историю еще и человеческим триумфом:
«До сих пор самое долгое время, в течение которого человек выживал под землей, составляло 205 дней. Женщины и дети, укрывшиеся в Гроте Священника, не покидали его 344 дня подряд. Это поразительно».
До прихода в 1939 году нацистов, превративших польскую деревушку в место массовых казней, Короловку населяли, в основном, украинские крестьяне и евреи. Когда Крис Никола, исследователь из отдела профессиональных дисциплин министерства просвещения США, начал изучать огромные подземные лабиринты, украинцы все еще жили в этом районе, однако евреев не осталось вовсе. Они считались чем-то вроде призраков и оживали разве что в историях крестьян, шепотом рассказывавших о людях, прятавшихся в пещерах и вышедших наружу после войны покрытыми желтой грязью. Когда Никола в 1995 году впервые наведался в Грот Священника, то увидел там явные следы человеческого проживания. По всему получалось, что рассказы о «подземных» евреях, которые больше смахивали на мифы, были правдой!
«Это совсем не походило на следы, оставленные однодневным лагерем спелеологов, — рассказывает Никола. —
Так все это и превратилось в предмет моих поисков».
Информацию о евреях из Короловки Никола по крупицам собирал в библиотеках и Интернете. И вот однажды, два года назад, ему посчастливилось разыскать зятя Векслера, Эда Вогеля (
Ed Vogel). С этого момента еврейские призраки стали постепенно «обретать плоть». Руководствуясь воспоминаниями выживших, Никола исследовал их первое пристанище, Вертебскую пещеру, а затем вернулся в Грот Священника, где те провели большую часть времени. Именно там он обнаружил доказательства их прошлого существования: оловянные кружки, сгнившие ботинки, 70-килограммовый жернов, который они ворочали в темноте, а написанные углем на стенах имена жителей подземного поселения очень напоминали ему рисунки доисторических пещерных обитателей…
А привела евреев в безопасное место Эстер Штермер, глава одной из короловских еврейских семей.
«Я не собираюсь отправляться на бойню», — заявила она, когда нацисты приказали всем евреям собраться на главной площади. Еврейские семьи наспех собрали свои пожитки и спустились в Вертебский грот, который, как выяснилось, оказался не самым лучшим укрытием. Плохо вентилируемая и полная летучих мышей пещера была, к тому же, известна и украинцам, некоторые их которых помогали нацистам. И полгода спустя немцы нагрянули в пещеру с облавой. Большинство прятавшихся успело тогда покинуть укрытие, однако мать Векслера и его девятилетний брат были схвачены и казнены.
Той зимой еврейские беглецы прятались в силосной яме за амбаром. А когда наступила весна, пришлось бежать снова. Старший сын Штермера Нисел (
Nissel) разыскал надежного украинца — лесничего Мунко Любудзина (
Munko Lubudzin), и тот привел их к колодцу в поле, где крестьяне оставляли гнить мертвый скот. В том колодце находился вход в одну из самых крупных в мире пещер, ставшей спасением для тридцати восьми евреев.
Миссис Хокмэн вспоминает, что в пещере ей никогда не было страшно, и когда впоследствии ей приходилось испытывать тревогу и беспокойство, она просто шла в темную комнату и сидела там некоторое время. А вот Векслера воспоминания о мучительном испытании преследуют досих пор:
«Я пытаюсь избавиться от этого с помощью сна. Иногда это помогает. Когда спишь, ничего не чувствуешь…».