Эти двое старинных школьных приятелей из Торонто обожают прогуливаться по историческому кварталу портового города, размышляя над его бурным прошлым и рисуя в мечтах его будущее. Вот старое кафе «Вена», в котором сейчас разместился полный пестрой суеты продуктовый магазин. А вот бывший идишский театр «Бродвей», превращенный из величественного культурного учреждения в вульгарный ресторан… Все это крошащееся от старости архитектурное наследие Шанхая времен войны являет собой уникальное сочетание стилей — от арт-деко до баухауз. А сам район, ставший пристанищем для 30 тысяч еврейских беженцев, спасавшихся от нацистских преследований, сегодня разрушается коммерциализацией и невежеством.
Прогуливаясь по людным улицам бывшего еврейского квартала Шанхая, архитектор Клиффорд Корман (
Clifford Korman) и художник Ян Левенталь (
Ian Leventhal) тщательнейшим образом изучают каждый уголок, каждую щель. Мимо полуразрушенных викторианских домов, недавно едва не угодивших под снос… Мимо старой синагоги, на которую посягают ультрасовременные автострады и небоскребы…
«Еврейская община прекратила свое существование в 1949-м, когда все ее члены поднялись на корабль, — рассказывает 52-летний художник о временах образования коммунистического государства, возведшего атеизм в ранг закона. —
Здесь почти не осталось евреев, но здания-то остаются». Беженцы из Польши, Австрии, Германии и Прибалтики… Шанхай оказался однажды единственным портом, принявшим их в штормовом море.
Торонтские евреи Корман и Левенталь работают сегодня над проектом стоимостью в 1,3 миллиона долларов, цель которого — сохранить этот квартал. Если все пойдет удачно, то оживет 77-летняя синагога, обретут вторую молодость отреставрированные дома, а старое кафе «Вена» вернется на свое прежнее место в историческом квартале Гонг-Коу.
«Это и впрямь была маленькая Вена в Шанхае, — с улыбкой вспоминает Ли Ли, инвестиционный директор шанхайской корпорации «North Bund Development», которая тесно сотрудничает с двумя канадцами. —
Мы пытаемся сохранить уникальную атмосферу и исторический фон прошлого века». Такова мечта дизайнера-урбаниста, которая одновременно является для Левенталя кульминацией его личной миссии по спасению старых архитектурных ценностей от натиска автомобильной цивилизации и созданию реального символа китайско-еврейско-канадской дружбы.
«Мы с самого начала говорили им, что они только разрушат все, — рассказывает неугомонный Левенталь о предложении шанхайских транспортных проектировщиков проложить через квартал шестиполосную автостраду, уничтожив при этом два десятка зданий. —
Мы убеждали их подождать, не уничтожать драгоценный камень в архитектурно-исторической короне города». Это было невероятно, но… китайские собеседники Левенталя внимательно его выслушали. Может, потому, что он заранее позаботился о том, чтобы завоевать доверие и восхищение местных властей, организуя художественные выставки, доставлявшиеся из Торонто в синагогу «Оэль Моше» в одном из шанхайских кварталов. А Корман, работавший над различными реставрационными проектами, удовлетворял интерес местных коллег к теориям городского дизайна. В стране, где прямо поверх культурного наследия стремительно прокладывают асфальт, проект может стать моделью новой разработки, которая сохранит богатые культурные традиции Китая вместе со стратегиями применявшегося в Торонто городского дизайна. Если, конечно, разработчики всё сделают верно.
«Для кого мы восстанавливаем этот исторический квартал — для машин или для людей? — вопрошает разговорчивый 53-летний Корман, вовлеченный в проект старым школьным приятелем. —
Мы докажем, что машина не единственное решение для современности. Мы способны наглядно доказать, что можем сделать район живым, не прибегая к машинам».
Предложенный канадскими дизайнерами проект призывает к комбинированному использованию зданий коммерческого, гостиничного, исторического и жилого фондов с учетом социальных аспектов, способного создать приток наличных средств, необходимых для проведения дорогостоящих реставрационных работ. И (по крайней мере, до сих пор) подход Кормана, направленный на восстановление общины, зданий и соединение старого с новым, доказывает свою убедительность.
«Его идеи и новая концепция городского планирования были встречены с одобрением, — говорит Ли Ли. —
Мы не хотим излишней коммерциализации, ибо стремимся сохранить историю».
Недавно муниципальные власти Шанхая в виде эксперимента одобрили предложение о строительстве нового еврейского музея рядом со старой синагогой, которая более не является объектом религиозных служб, потому что иудаизм не входит в число официально признанных китайским правительством религий.