Около сорока лет модель Второго Храма взирала на южный Иерусалим с возвышения у гостиницы «Holyland», куда раньше приезжали миллионы туристов. Приезжали, чтобы ощутить себя в Иерусалиме времен Ирода… Сегодня известная достопримечательность вынуждена сменить место своей постоянной прописки и обрести новое пристанище в Музее Израиля.
Место, где была выставлена модель, в последние четыре года перестало пользоваться популярностью — туризм в Израиле заметно сократился и лишь сейчас едва-едва начал возрождаться. Однако возникла новая проблема: владельцы собственности хотят построить на этом месте жилой комплекс, а
«если здесь начнут постоянно курсировать туристические автобусы, жильцы квартир будут чувствовать неудобства», — объясняет Гиллель Чарней (
Hillel Charney), внук одного из первых владельцев гостиницы.
Модель будет перемещена в музей в течение года, а на ее месте будут построены несколько детских садов. За «переезд» модели будут отвечать владельцы «Holyland», и именно они будут продолжать получать плату за доступ к ней, когда она окажется на новом месте. Установят иерусалимскую достопримечательность рядом со «Склепом Книги», в котором хранятся Свитки Мертвого моря, датируемые периодом Второго Храма. Совсем недавно «Склеп» был вновь открыт для посетителей после длительной реставрации.
Модель Храма стала плодом замысла владельца гостиницы Ханса Кроча (
Hans Kroch) в начале 1960-х.
«Это было время, когда израильтяне могли только мечтать о Стене Плача и Храмовой горе, но не могли добраться до них, — говорит Чарней. —
И мой дед решил принести им Храм».
В свои лучшие дни, начиная с 1980-х и вплоть до начала второй интифады, модель ежегодно была объектом внимания трехсот тысяч посетителей. И не только. Религиозная организация «Верные Храмовой горы» использовала изображение модели Храма на своих постерах с видом на сегодняший Иерусалим.
Модель отражает топографические особенности района времен существования своего величественного прототипа и была построена в точном соответствии с
ТаНаХом, а окружающие здания — в соответствии с замыслом ее проектировщика, профессора археологии Михаэля Ави-Йоны (
Michael Avi-Yonah). Изменения в облик модели были внесены лишь однажды. Это случилось после раскопок 1970-х годов, когда профессор Биньямин Мазар (
Binyamin Mazar) обнаружил, что Арка Робинсона и южные подходы к горе несколько отличаются от воплощенных модели.