Древних рисовых или кукурузных хлопьев они не нашли. Зато подтвердили самый древний факт обработки диких злаков на молотильных камнях. Научный отчет американо-израильской археологической экспедиции, работающей в местах, пять лет назад скрытых водами Кинерета, был опубликован в августовском выпуске престижного журнала «Nature».
Когда воды озера Кинерет отступили в результате длительной засухи, археологи приступили к раскопкам древнего поселения Охало II. На земляном полу одной из хижин они обнаружили большой плоский базальтовый камень, шероховатая поверхность которого сохранила остатки семян злаков — в основном, дикого ячменя и, возможно, пшеницы. Это свидетельство отодвигает дату начала обработки человеком диких зерновых, близких к нынешним пшенице и ячменю, еще на 23 тысячелетия назад.
«За десять тысяч лет до начала обработки зерновых культур люди обрабатывали дикий ячмень. Анализ найденного зерна устанавливает совершенно очевидную связь между интенсивным использованием диких злаков и последующим развитием растительной культивации и окультуривания диких растений в регионе», — объясняет ведущий специалист исследования Долорес Пиперно (
Dolores Piperno) из вашингтонского научно-исследовательского института. Руководили раскопками доктора Дани Надель (
Dani Nadel) из Хайфского университета и Эхуд Вейсс (
Ehud Weiss) из Гарвардского.
Ученые обнаружили и очаг, сложенный наподобие печи, и эта находка заставила предположить, что тесто могло выпекаться способом, очень схожим с применяемым современными кочевыми племенами этого региона для приготовления злаковых лепешек. Помол и выпечка злаков были важным достижением «пищевой промышленности» того времени, поскольку упрощали процесс усвоения углеводов организмом.
«Нас удивило изобилие обнаруженных на камне остатков различных семян, тогда как все указывало на обработку лишь двух видов семян. Мы смогли идентифицировать ячмень, но не нашли никаких свидетельств обработкаи корней или клубней», — отмечает Долорес Пиперино, которая совместно с вашингтонской исследовательницей Ирен Хольст (
Irene Holst) использовала при датировке окультуривания диких растений анализ крахмала.
Возможность применения такого анализа Долорес и Ирен обсудили еще несколько лет назад, когда впервые встретились на какой-то конференции. Молотильные камни, вроде обнаруженного в Охало II, были извлечены и из других археологических раскопов и датировались примерно 13–45 тысячелетиями. И не было никаких убедительных доказательств того, что они использовались для перемалывания злаковых семян или других видов растений.
«Будет очень интересно продолжить анализ некоторых из этих древних предметов, чтобы увидеть, можем ли мы обнаружить свидетельства регулярной обработки растений. Мы пытались отыскать ответы на два важных вопроса: когда впервые начали систематически собирать дикие злаки как пищу и когда начали обрабатывать семена и клубни, чтобы сделать их более удобоваримыми и питательными элементами», — рассказывает Долорес Пиперно.
Анализ содержащегося в семенах крахмала — очень скрупулезная работа. Вначале тончайшей иглой с поверхности молотильного камня извлекаются мельчайшие частицы. Затем сам камень помещается в специальную емкость с водой, где методом звуковой вибрации от него отделяются мелкие частицы. Каждое микроскопическое крахмальное семя сравнивается с крахмальными семенами из сотен видов, существующих в современном собрании растений.
«Мы использовали анализ крахмальных семян, чтобы изучить развитие агрокультуры в тропиках, где растительные материалы сохраняются очень плохо, — объясняет Пиперно. —
Существенные и устойчивые различия в форме, размере и других характеристиках дают возможность отличать крахмальные семена от различных видов растений».