Top.Mail.Ru

Юрист, сын юриста

13.10.2004

Наверное, все евреи в душе — юристы. Уже хотя бы потому, что обожают дискутировать и успокаиваются лишь тогда, когда положат соперника на обе лопатки. Соперник, правда, не всегда знает о том, что побежден и переубежден, нередко наивно полагая, что это он сам одержал победу. Но главное не это, а то, что оба довольны. Кроме того, даже с позиций чисто религиозных, жизнью сынов Избранного Народа управляет такое количество правил и предписаний, что нормальное спокойное существование может обеспечить только их точное знание и умение толковать. Так что, хочешь не хочешь, а юристом ( в смысле, знатоком законов), хотя бы и не профессиональным, приходилось быть.

Если же говорить не о любителях, а о профессионалах, то и тут количество евреев-юристов на еврейскую же душу населения довольно велико. Причем, настолько велико, что выражение « я — сын юриста» вполне может переводиться как «мой папа — еврей» (мы, естественно, никого конкретного в виду не имеем; у нас у самих у многих папы — юристы.)

А ведь если заглянуть в историю повнимательнее, выяснится, что евреи в юридическом сословии появились относительно недавно. Да какое там «относительно»! Совсем недавно: в самых веротерпимых странах — не раньше конца XVIII столетия. А в менее веротерпимых ( в том числе, и нам хорошо известных) — гораздо позже.

Не будем жаловаться на одно лишь вечное стремление окружающего мира не давать евреям жить по-человечески. Дело во многом в том, что право в большинстве стран зиждилось на постулатах христианской религии, которыми, как считалось, иноверец не может ни руководствоваться, ни глубоко принять их в своем сердце. Да и в большинстве университетов Европы выпускник получал диплом и права лишь после присяги на христианской Библии. А в тексте самой присяги имелись слова о том, что руководствоваться в своей деятельности он будет «по истинной вере христианина». Что для человека, христианства не исповедующего, произнести просто невозможно, если он действительно верующий. Если же он не только не христианин, но еще и неверующий (и таких среди евреев хватало), то это сразу превращалось в клятвопреступничество, начинать с которого юридическую карьеру было бы довольно странно.

А юридическая карьера евреев сильно привлекала. Не будем забывать, что во всех странах Европы (и не только) действовали раввинские суды, работа в которых требовала именно юридических способностей и навыков, и потому существовали люди, специализировавшиеся на работе в таких судах. Вообще, одной из главных составляющих еврейской цивилизации с древнейших времен была именно юридическая. ТаНаХ содержит множество нормативных предписаний — законов, а также их религиозное обоснование (кстати, именно они, во многом, вошли в различные законодательные системы современного мира — в почти тождественных формулировках!). Талмуд носит еще более последовательный юридический характер, поскольку представляет собой собрание правовых, этических и прочих принципов иудаизма.

Существует и понятие «еврейского права» — системы, объединяющей принципы ритуала и юриспруденции. Мало кого в еврейской среде так уважали, как знатоков этой системы, которых хватало в любой крупной еврейской общине. Так что можно сказать, что эмансипация евреев еще не наступила, а стремление стать юристами у них уже было.

Но, увы, помимо обоснования церковного, существовали и другие обстоятельства, мешавшие евреям, наконец-то, заняться любимым делом: почти повсюду юриспруденция считалась занятием уважаемым настолько, что допускать в нее чужаков казалось невозможным. (не будем забывать, к тому же, что и профессия юридическая всегда оставалась делом хлебным; и это не только толкало к ней евреев, но и сплачивало ряды не желающих их до этого допустить).

С приходом эмансипации, открывшей для нехристиан двери юридических факультетов, евреи составили изрядный процент от общего числа студентов.

Но, по изложенным выше причинам, путь на государственную службу (судьями, прокурорами, или, в Англии, «королевскими адвокатами») был им где закрыт, где ощутимо затруднен. Адвокатура же во всех странах относилась к «свободным профессиям». Правда, и в гильдию адвокатов вступить оказалось делом непростым. Но возможным.

Так наступила эпоха Великого Перелома: в адвокатуру пошел еврей.

На этой ноте мы, пожалуй, и завершим наш небольшой обзор, ибо спустя совсем короткое время это привело к появлению в самых разных странах множества интересных явлений и людей. О чем лучше рассказывать отдельно.

{* *}