Несколько десятков монет времен Десятого римского легиона, обнаруженные в ходе недавних раскопок на месте дворца эпохи царя Ирода в Рамат-Анадиве, позволяют ученым глубже взглянуть на историю этого удивительно красивого сооружения.
Профессор Ицхар Гиршфельд (
Yizhar Hirschfeld), археолог из иерусалимского Еврейского университета, возглавляющий раскопки еще с 1980-х годов, утверждает, наличие и особенности этих монет говорят о том, что дворец был брошен во время Великого восстания, начавшегося в 66 г. н. э. в расположенной неподалеку Кесарии. По его словам, находки не позволяют точно определить, был ли дворец захвачен силой или же был брошен и перешел в руки римлян без боя. В любом случае, брошенные монеты говорят, прежде всего, о спешке, с какой покидали дворец его обитатели.
Среди других обнаруженных предметов — золотая серьга и золотая пряжка. Такие украшения даже человек состоятельный при неспешном переезде на новое место уж точно не оставил бы. Эти драгоценности дополняют другие многочисленные находки, свидетельствующие о богатстве того, кто строил дворец, и о его высоком статусе во времена Ирода, правившего Иудеей приблизительно с 43–44 гг. до нашей эры. На высокий статус хозяина указывают и сами габариты дворца, раскинувшегося на территории в 6 тысяч квадратных метров и вмещавшего около сотни комнат, большинство из которых, кстати, сохранились совсем неплохо. Дворцовые сооружения были окружены двухметровой толщины стенами, по углам периметра которых грозно высились четыре большие наблюдательные вышки. Стены комнат были облицованы привезенным из Италии мрамором. Во многих комнатах археологи в разное время находили высококачественную глиняную посуду, тоже сделанную в Италии и считавшуюся в тот исторический период предметом роскоши.
В дворцовых садах ученые нашли круглый мраморный стол о трех ножках, изготовленных в виде пантер — это животное, напомним, символизировало Диониса, бога вина и виноделия. Голова каждой ножки-пантеры была сделана из мрамора; фрагмент одной такой ножки стола украшает в настоящее время экспозицию Израильского музея в Иерусалиме.
У подножия холма, на котором был построен дворец, бьет ключ; рядом были когда-то расположены термы и бассейн, в которых здешние обитатели могли освежиться в жаркие летние дни. К термам и бассейну вела построенная у подножия холма лестница. Источник использовался для очищения, и, соответственно,
микву, по словам Гиршфельда, внутри дворца не строили. Но существуют и другие признаки, указывающие на то, что жители дворца (как построивший его человек, так и его наследники, вынужденные поспешно его покинуть) были евреями. Один из наиболее очевидных таких знаков — наличие оставшихся во дворце многочисленных каменных сосудов. Во времена его строительства, совпавшими с заключительным этапом периода Второго храма, считалось, что каменные сосуды не вбирали нечистоплотности, и поэтому они использовались в еврейских общинах. К другим знакам можно отнести распространены в еврейской среде глиняные лампы, сделанные с помощью гончарного колеса. Центром их производства был Иерусалим, и их присутствие во дворце в Рамат-Анадиве является еще одним весомым свидетельством того, что у хозяина дворца были хорошие отношения со столицей.
Личность же самого хозяина продолжает оставаться загадкой. До сих пор во дворце не было найдено никаких надписей, которые могли бы указать либо на того, кто построил дворец, либо на тех, кто его унаследовал. В главном источнике информации об этом периоде, в книге Иосифа Флавия «Еврейские древности», о них ничего не говорится. Тем не менее, понятно, что они, подобно всем высокопоставленным лицам завершающего этапа эпохи Второго храма, вряд ли могли рассчитывать на улучшение своей судьбы с началом Великого восстания и были вынуждены покинуть свою обитель.
См. также:У дворца Ирода взяли анализ