Не в России появились первые в крещеном мире евреи-адвокаты, но начнем мы, тем не менее, с нее — хотя бы потому, что она нам ближе, да и история предков наших протекала (а то и со скрипом проходила) именно здесь. Правда, заголовок нашей публикации может, на первый взгляд, показаться странным (а то и вовсе неуместным), подобно тому, как неестественно выглядит выражение «масляное масло». Действительно, если «масло», то оно всегда масляное; а если Плевако, то, значит адвокат, поскольку Плевако был в начале прошлого века адвокатом настолько талантливым, удачливым и знаменитым, что имя его стало нарицательным… Но не спешите с выводами. Мы имеем в виду не всех адвокатов, а лишь адвокатов-евреев. И вот как раз между ними и знаменитым Плевако имел место быть некоторый антагонизм. Плевако тут просто выступил в роли провидца, предшественника, можно сказать. Только вот
чьим предшественником, позвольте уточнить в самом конце.
Начнем с того, что, в отличие от большинства европейских стран, в России до самого 1864 года — года начала судебной реформы — адвокатов не было вообще. Соответственно, и адвокатов-евреев. Правда, с 1832 года существовал институт присяжных стряпчих, в рядах которых евреи были, но это вовсе не то, что адвокат. Похоже, конечно, но не то.
В 1864 году в России была создана демократическая (без всякой иронии!) судебная система и появилась адвокатура. И судебные уставы той поры не содержат (о, торжество цивилизации!) никаких ограничений для евреев. Пожалуйста: прослужи пять лет по судебному ведомству — и тебя допускают до адвокатской практики. Не хочешь прослужить по этому ведомству (ах, вас не берут на эту государственную службу, ох, как жаль), найдем иной выход: прослужите те же пять годков у присяжного поверенного (так именовали адвокатов, имевших право выступать в судах любой инстанции,
полноценных адвокатов) — и опять пожалуйста! Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Те самые овраги, на которые Россия не скупилась для любой еврейской дороги. И с 1889 года начали постепенно вводить всяческие ограничения. Но в стране к тому времени уже заслужили широкую известность многие еврейские адвокаты. Даже аристократический герой «Анны Карениной» идет по бракоразводному делу к известному в Петербурге адвокату, где, ожидая приема, вполне беззлобно сочиняет: «Было дело до жида, и я дожидался». Причем, из текста гениального романа можно понять, что никакой экзотики или хотя бы новизны в
петербургском адвокате-еврее нет. Обычное дело-с.
Тем временем, ограничения тихой сапой вводились, и большинство еврейских выпускников юридических факультетов становились
помощниками присяжных поверенных. Что, в общем-то, слишком уж больших неудобств не создавало (особенно, если патрон был человеком своим или просто приличным), разве что несколько угнетало морально. Вроде бы пора вас Иосиф Григорьичем называть, а они — все Ося да Ося…
«Журнал гражданского и уголовного права» утверждал, что
«наплыв евреев в сословие присяжных поверенных — явление ненормальное, и вообще нельзя отрицать, что у евреев есть неприятные черты» ( с чем мы, естественно, спорить не будем и даже это подтвердим, добавив лишь, что как раз именно этим евреи никак не отличаются от всех других народов). Перечисляя еврейские «неудобства», журнал с арийской прямотой заявлял:
«…более талантливы, обладают большими знаниями, более внимательно относятся к клиентам». Но вместо вывода типа: «Г-да присяжные поверенные! Держите равнение на ваших еврейских коллег! Повысим квалификацию и улучшим отношение к клиентам!» журнал призывал к ограничению евреев в сословии (занятно только, как их вышеприведенные аргументы чуть ли не дословно совпадают с рассуждениями самых бездарных и неумных борцов за еврейское дело; выводы, конечно, совершенно разные).
И в 1889 году император Александр III утвердил в «Учреждении судебных установлений» ограничение «принятия в число … присяжных поверенных лиц нехристианского вероисповедания». То, что имелись в виду именно евреи, ясно было и без разъяснений. Другие нехристиане в юриспруденцию тогда еще не лезли. (Для сравнения: в советскую эпоху существовала инструкция о недопущении к ряду занятий лиц, национальность которых имеет государство за границей. К примеру, австралийцев, евреев, японцев, немцев и т. д. Скажите мне: много ли японцев стремилось стать старшим инженером в каком-нибудь Гипробуме? Отечественным немцам, правда, от отделов кадров досталось…)
Часть нестойких морально евреев постаралась быстренько креститься. Но, узрев это, известный и влиятельный адвокат Плевако предложил с этих новохриситан ограничений не снимать, ибо главное здесь — «…начало национальности…». И в этом смысле стал предшественником тех, кто во главу угла поставил расу. Уточнять не хочу, поскольку г-н Плевако, в сущности, был человеком либеральным…