«Вот она, еще в оригинальном переплете», — историк Карстен Вилке (
Carsten Wilke), бережно открывает увесистый том — книги Йеhошуа, Судей, Шмуэля и Царей, набранные витиеватым ивритским шрифтом в венецианской типографии в 1568-м. У этой библиотеки непростая судьба: книги были конфискованы нацистами, затем попали в руки союзников, позже были переправлены в Мексику и стали достоянием обосновавшихся здесь эмигрантов из Восточной Европы.
Малоизвестная история этих людей, равно как и всей небольшой мексиканской еврейской общины, привела в прошлом месяце в столицу страны делегацию из девяти сотрудников Аризонского университета. В рамках университетской программы по изучению еврейской культуры и традиции они пытаются выстроить цепочку связей между мексиканскими колледжами и сделать Аризону центром изучения латиноамериканского еврейства.
«Мы думаем, что могли бы специализироваться именно на этом, — говорит директор программы Джек Кугельмасс (
Jack Kugelmass). — Университет уже обладает немалым авторитетом в такого рода вопросах, и данная ниша является для нас практически идеальной».
«Поскольку в Финикс переезжают люди их других штатов, еврейское население Аризоны увеличилось до ста тысяч», — рассказывает Кугельмасс. Нечто подобное происходит и в Мексике: только за последнее десятилетие 50 тысяч здешних евреев вновь обращаются к своему наследию, открываются еврейские школы, а в столичном районе Кондеза (
Condesa) ведется работа по созданию крупного архива.
Делегация из Аризоны, в составе которой два профессора, три студента, три спонсора и американо-мексиканская писательница Эльва Тревико Харт (
Elva Treviсo Hart), провела в Мехико и Гвадалахаре целую неделю, посещая исторические места и учебные заведения, встречаясь с еврейскими лидерами и учеными. Мексика вызывает особый интерес исследователей своими так называемыми «крипто-евреями», втайне исповедовавшими иудаизм в Новом Свете еще во времена испанской инквизиции. Интересной загадкой для ученых является история города Вента-Приеты (
Venta Prieta) в штате Идальго, жители которого (в основном, индейского происхождения) считают себя евреями.
Многие восточноевропейские евреи приехали в Мексику в 1920-х годах, после введения правительством Соединенных Штатов иммиграционных ограничений. Другая волна переселенцев пришлась на периоды до и после Второй мировой войны. Иммигранты привезли с собой книги на идиш, основали идишские газеты и открыли собственную торговую палату.
«Эта крошечная община очень важна для нас», — считает профессор еврейской культуры и традиций Шуламит Голдсмит (
Shulamit Goldsmit) из Ибероамериканского университета Мехико.
После землетрясения 1985 года, уничтожившего почти половину сокровищ коллекции, европейские евреи Мексики, чтобы сохранить свою историю, основали архивный центр по изучению ашкеназской общины. Сегодня в его распоряжении находится 15 тысяч книг, сотни фотоснимков и газет, нотные сборники с клезмерской и религиозной музыкой, а также замечательная база данных, в которой хранится информация о каждом еврее, переселившемся в Мексику между 1900 и 1950 годами. Многие из книг (в том числе, и тот самый том 1568 года) из хранилища редкостей были переправлены на сохранение в Мексику после Второй мировой войны.
В последние годы мексиканские евреи основали Еврейский университет, открыли новые школы и организовали преподавание идиш, чтобы, как говорит профессор Голдсмит,
«сохранить старый язык». Ибероамериканский университет и Иезуитский колледж начали в 2000 году официальную программу по изучению еврейской культуры и традиций. В недалеком будущем Аризонский университет планирует провести конференцию по латиноамериканским евреям, пригласив на нее мексиканских ученых, рассматривает возможность реализации программ по обмену студентами и преподавателями. Вполне возможно, что библиотека по изучению еврейской культуры и традиции, содержащая в своих фондах около 7 тысяч копий книг, передаст свои сокровища мексиканским библиотекам.
Некотрые из членов американской делегации усматривают важные параллели в росте мексиканского и еврейского населения Аризоны.
«Буквально на днях зашел разговор об изоляции евреев в Мексике, и мы с Эльвой Тревико Харт согласились с этим, — говорит Нинфа Лав (
Ninfa Lowe), американо-мексиканский спонсор Аризонского университета. —
Мы нежеланны в Соединенных Штатах, мы нежеланны в Мексике. Поэтому изучение еврейской литературы, изучение истории и сущности галута поможет нам объяснить нашу историю».
См. также: Сефарды могут исчезнуть В Мексике скончался один из лидеров еврейской общины раввин Самуэль Лерер Марраны хотят стать евреями