О присутствии в этих местах многовековой еврейской истории говорят только чистая вода в
микве да руины девятисотлетней кирпичной синагоги.
«Большинство объектов, которыми пользовалась община, было разрушено», — рассказывает Корнелия Виглебен (
Cornelia Wigleben). Когда возглавляемый ею исторический музей германского города Шпейера (
Speyer) решил отпраздновать юбилей открытия в 1104 году городской синагоги, искать экспонаты пришлось по всей Европе и Израилю. Результатом этих поисков стала первая в своем роде выставка о средневековом европейском еврействе, на которой представлены принадлежащие 86-ти различным владельцам предметы, демонстрирующие то, как жили евреи в средневековой Европе. Экспозиция открылась 19 ноября и продлится до 20 марта.
Шпейер, вместе с соседними Майнцем и Вормсом, был одним из ашкеназийских еврейских центров средневековой эпохи. Среди наиболее известных представителей общины этого городка — семья известных печатников Сончино (
Soncino). Евреи были приглашены в Шпейер католической церковью около 1073 года,
«поскольку епископ Рудигер Хузманн (Rudiger Huzmann) нуждался в них, чтобы получить деньги на строительство собора», — продолжает свой рассказ Корнелия Виглебен. Большой собор до сих пор возвышается в центре города, неподалеку от музея и развалин синагоги. В документе епископ Хузманн заявил, что он
«дает евреям более благоприятный закон, чем был у еврейского народа в любом другом городе Германской империи».
Во время погрома, устроенного крестоносцами в 1096 году, епископ Джон прятал шпейерских евреев в своем замке. Впрочем, так гонимой нации везло не всегда. Евреи стали жертвами погромов в 1195 и 1349 годах, после эпидемии черной чумы. Их изгоняли и вновь принимали в XV веке, перед самым их исчезновением из региона в следующем столетии.
Экспонаты выставки рассказывают о двойственности взаимоотношений между евреями и христианами в Шпейере и других средневековых еврейских общинах. Отношения эти колебались между сотрудничеством к ненавистью. В одном из представленных на выставке документов король Адольф обещает евреям Шпейера деньги на погашение урона, который нанесли им его солдаты по пути к месту боевых действий. Другие предметы демонстрируют то, как ненависть к евреям отразилась в средневековой архитектуре. Каменый рельеф здания в Винер-Ньюштадте (
Wiener Neustadt) изображает четырех евреев, сосущих соски свиньи, — якобы, свидетельство изначальной предрасположенности евреев к греху. А готическая горгулья из Франции изображает демона, заставляющего еврея с мешком денег пасть перед ней на колени.
В знаменитый страсбургский рог дули по ночам в XVII веке, объявляя о наступлении комендантского часа для евреев. Его начали использововать после того, как распространились слухи о том, что евреи в 1349 году пытались использовать рог для сбора дополнительных сил и попытки захвата города после отравления его колодцев. Тогда, в 1349-м, в Страсбурге было заживо похоронено более ста евреев.
И все же на выставке преобладают экспонаты, рассказывающие о богатстве еврейской жизни, — например, ткань 1638 года, покрывавшая ковчег в Альтшуле (
Altschul) в пражском гетто. Целая комната отведена под редкие манускрипты, среди которых можно увидеть иллюстрированные молитвенные книги и пасхальные агадот. Впервые на представлены эрфуртские сокровища, обнаруженные всего несколько лет назад: которые входят 3 тысячи монет XIII и XIV веков, кольца, цепи и подвески. Металлические предметы эпохи средневековья сегодня найти довольно трудно — многие из них были переплавлены. А найти применение коробочке для специй оказалось проще — на ее крышку был нанесен крест, и она перешла от еврейских владельцев в руки христиан.
Среди спонсоров выставки — президент Германии Хорст Кёлер (
Horst Kohler) и испанский король Хуан Карлос (
Juan Carlos).