«Б-же, храни королеву»… В конце 2004 года слова знаменитого гимна звучат на иврите в гибралтарской синагоге «Шаар Ашамаим». Так здешняя еврейская община отмечает огромное значение этой британской цитадели, веками служившей евреям укрытием и защитой от антисемитизма.
В исполнении хора, ведомого кантором в черной шляпе, гимн разливается под сводами синагоги, из-под которых свисают серебряные лампады. Члены еврейской общины, которая насчитывает всего шестьсот человек, благодарят за ту защиту, которую предоставлял им Гибралтар в страшные времена.
«Во тьме изгнания и инквизиции Гибралтар был маяком терпимости… Еврейская община тесно связана с историей этого места. Возможно, это община, в которой евреи интегрировались лучше всего», — сказал главный раввин Великобритании профессор Джонатан Сакс, выступая на церемонии в честь 300-летия захвата мыса англо-голландским флотом в 1704 году.
«Гибралтар благодарен британцам, в первую очередь, за спасение, за возможность торговать, процветать и благоденствовать на мысе», — заявил посетивший церемонию предприниматель Сол Серия, предки которого прибыли на Гибралтар 270 лет назад.
Гибралтар служил убежищем для евреев и во время Второй мировой войны, будучи одним из тех спасительных мест, куда те бежали из оккупированной нацистами Европы. Гибралтарские евреи представляют собой уникальную, в своем роде, еврейскую общину, в которой британский гимн исполняется на иврите. Они просят хранить не только королеву, но и ее супруга.
Евреи живут здесь с XIV века. Один из документов того времени свидетельствует о том, что в 1356 году община обратилась к властям с просьбой выкупить группу своих соплеменников, захваченных в плен пиратами. Корни многих евреев — Гибралтар в Марокко, куда их предки бежали после массового изгнания из Испании в 1492-м. В Утрехтском договоре 1713 года, передавшем Гибралтар Британии в вечное пользование, оговаривалось, что
«Ее британское величество по просьбе Католического короля не будет согласна идти на какие-либо уступки под любыми предлогами, чтобы позволять евреям проживать или же обзаводиться жильем в оговоренном городе Гибралтаре». Более того, британское правительство пыталось всячески содействовать протестантским поселенцам и издавало указы, чинившие препятствия
«папистам, маврам и евреям». Тем не менее, к 1805 году, когда произошла Трафальгарская битва, евреи составляли более половины гражданского населения Гибралтара, тогда как сегодня — лишь два процента от 30 тысяч жителей.
«Гибралтар это — очень сплоченная община. Здесь живы давние традиции уважения к другим религиям и культурам. Мы очень хорошо уживаемся вместе», — говорит 36-летняя Ребекка Бенджио (
Rebecca Benggio), администратор одной из двух начальных еврейских школ.