«Представьте, что вы находитесь в средневековой Испании времен начала инквизиции. Много ли евреев вы смогли бы спасти от смерти?» — Для Михаэля Шудриха (
Michael Shudrich), недавно назначенного на пост главного раввина Польши, это более чем серьезный вопрос. После Второй мировой войны та малая часть евреев Польши, которой удалось выжить, покинула страну. А кто-то сделал все, чтобы забыть о своих еврейских корнях, скрыв свое происхождение даже от детей и внуков.
«Если б коммунизм не изжил себя, — уверен раввин, —
ситуация стала бы просто катастрофической. Теперь многие евреи могут хотя бы вернуться к своим корням — не так уж много времени прошло после Катастрофы. На данный момент я считаю своей главной задачей возвращение евреев Польши к иудаизму. По крайней мере, насколько это возможно».
Раввином Польши американец Михаэль Шудрих стал совсем недавно, но первое его знакомство с этой страной состоялось гораздо раньше, еще в 1973-м, во время школьной поездки по Центральной и Восточной Европе.
«Больше всего меня поразило то, — вспоминает р. Михаэль, —
что все те люди, с которыми мы общались во время поездки, говорили, что в Польше осталось лишь несколько сотен старых евреев. Тогда я твердо решил, что приеду сюда снова и сделаю все, что могу, чтобы возродить здесь еврейскую жизнь». В дальнейшем он побывал в Польше еще несколько раз. В 1979-м провел в стране все лето, изучая язык и путешествуя.
«Я встречался со многими евреями, в том числе и со своими ровесниками, и тогда уже начал задумываться о том, сколько вообще евреев осталось в Польше?».
А осталось их совсем немного. На сегодняшний день от трех с половиной миллионов евреев, проживавших в Польше до Второй мировой, осталось около двадцати тысяч. Холокост и коммунистический режим поработали на славу — большая часть евреев просто погибли, остальные бежали из страны. Но в 1989 году, уже после падения коммунизма, для уцелевших и оставшихся открылись новые возможности. Равно как и для возрождения иудаизма на территории всего бывшего соцлагеря. И одним из пионеров этого возрождения стал р. Михаэль Шудрих. После шести лет работы на посту главного раввина Токио р. Михаэль поначалу вынужден был уделять Польше лишь часть своего внимания, сотрудничая с фондом Рональда Лаудера, который в настоящее время занимается реализацией образовательных программ на территории стран Центральной и Восточной Европы. А в 1992 году он вместе с женой и дочерью переехал в Варшаву. В 1998-м р. Шудрих вернулся в Нью-Йорк — чтобы через два года вновь оказаться на родине предков в новой должности.
Сегодня на территории страны работают еврейские школы, открываются синагоги и кошерные магазины. Сами поляки, кстати, пока на этот счет возражений не имеют.
«Большинство людей полагает, что поляки остались закоренелыми антисемитами, — улыбается раввин, —
но я должен отметить, что за последние пятнадцать лет все изменилось. Понятно, что антисемитизм в той или иной мере присутствует, но количество его проявлений чрезвычайно снизилось. Возможно, с приходом демократии в обществе произошла переоценка ценностей. Сегодня поляки вообще не думают о евреях — их гораздо больше интересует бизнес. Капитализм стимулирует исчезновение антисемитизма».
Как бы то ни было, работы предстоит еще немало.
«Сегодня евреям Польши все еще сложно объявить о своих корнях, — отмечает р. Шудрих, —
Ведь выжившие в Холокосте скрывали свое происхождение, скорее, по причине страха. А сегодня многие из их потомков возвращаются».