Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.06.2006
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
ЕВРЕИ НА ПИРЕНЕЯХ В ДОИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД.
Ученые, занимающиеся историей испанского еврейства, предполагают, что первые евреи стали заселять Пиренейский полуостров после разрушения Второго храма. Однако не исключено, что еврейские поселения к тому времени здесь уже существовали. Во времена Римской империи отношение к евреям в испанских землях было довольно благожелательным. Нередко христиане-земледельцы просили раввинов благословить их поля. С усилением влияния католической церкви положение евреев стало ухудшаться.
На исходе Великого Переселения Народов на полуостров с севера пришли племена вестготов, которые в ходе длительных войн постепенно овладели всей страной и уравняли евреев в правах со всеми ее жителями. Но в 589 году вестготский король Рекаред стал католиком и по требованию церкви ввел ряд антиеврейских законов. Евреям было запрещено занимать общественные должности, читать псалмы при погребении, а также владеть рабами-христианами. Какое-то время феодалы-вестготы противились этим постановлениям и не все короли, вступавшие на испанский престол после Рекареда, соблюдали принятые им законы. Но уже в 613 году другой монарх повелел всем евреям принять христианство или покинуть страну. Многие вынуждены были пойти на формальное крещение, надеясь со временем вернуться к иудаизму. Их называли «новыми христианами», подчеркивая тем самым грань между ними и «старыми христианами». Тем не менее, немало евреев осталось верными Торе и стало изгнанниками.
АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ.
Вскоре единое королевство вестготов распалось. Короли вели войны со своими феодалами, и последние обратились за помощью к арабским правителям Африки. По приказу одного из этих правителей арабский полководец Тарик в 711 году переправился через пролив, названный впоследствии его именем, — Джабаль-аль-Тарик (Гибралтар). У ближайшего города он разбил войско короля вестготов. Испанские города один за другим сдавались арабам, и вскоре мусульмане захватили всю страну.
Некоторое время мусульманские правители относились к евреям довольно благосклонно. Всем жителям страны была предоставлена полная свобода вероисповедания, и насильно обращенные в христианство смогли вернуться к религии отцов. Евреям была предоставлена судебная автономия. Арабские правители нуждались в добросовестных и опытных служащих. А поскольку евреи отличались обширными знаниями и опытом и были преданы новой власти, им были отданы многие правительственные должности. Так евреи за удивительное короткое время превратились из преследуемых в правителей.
РЕКОНКИСТА.
Когда Кордовский халифат распался на множество мелких княжеств, христиане усилили натиск на мусульман Испании. Эта борьба растянулась на несколько столетий и получила название «Реконкиста» (от испанского слова «отвоевание»). Поначалу христианские войска не представляли серьезной угрозы мусульманскому господству на землях современной Испании. Однако к концу XI века соотношение сил изменилось в пользу христиан. Когда в 1085 году король Кастилии захватил город Толедо в центре страны и сделал его своей столицей, крупная еврейская община впервые со времен арабского завоевания оказалась под властью христианских королей и вопрос о месте еврейского меньшинства в христианском обществе вновь, через три с половиной столетия, возник во всей своей остроте.
Вопреки требованиям папы римского отношение христианских завоевателей к евреям было благосклонным, ибо они видели в последних реальную политическую и экономическую силу. Евреи сохранили свободу вероисповедания и судебную автономию, но стали считаться собственностью христианского короля, которому платили налоги. Они имели право обращаться в королевский суд. Часто еврейским подданным давали и земельные наделы, чтобы привлечь их на свою сторону в борьбе против мусульман. Многие евреи стали придворными короля и крупных феодалов, поскольку не только обладали необходимым опытом и средствами, но и, не имея возможности участвовать в восстаниях против королевской власти, казались монархам самыми благонадежными из подданных. Своим положением эти придворные евреи были обязаны исключительно королю. Постепенно многие из придворных должностей стали наследственными, и в среде испанского еврейства появилось несколько династий влиятельных сановников, в том числе семейства Ха-Леви, Ибн-Эзра и многие другие.
С помощью евреев кастильский государь Альфонсо V надеялся покорить и южную Испанию, однако на помощь мусульманам из Марокко пришли племена берберов — Альморавидов, решивших очистить ислам от чуждых влияний, и в 1086 году после тяжелого трехдневного сражения разбили войска Альфонсо V и установили власть ислама в южной части полуострова.
Более двухсот лет Испания была разделена на две части: мусульманскую и христианскую. Начав с преследований, Альморавиды вскоре осознали невыгодность такой политики и сменили кнут на пряник. Евреи появились при дворе, вновь стали занимать государственные должности. Нам известны имена нескольких крупных еврейских врачей. Так продолжалось несколько десятилетий, вплоть до нового вторжения из Африки. Фанатичные племена мусульман из Марокко, управлявшиеся династией Альмохадов, в 1147 году покорили южную Испанию и изгнали из страны евреев и христиан. Остаться могли только те, кто согласился принять ислам. Большинство евреев оказалось в изгнании или бежали на север страны, под власть христианских правителей. За четыреста лет до этого арабы спасли испанских евреев от преследований христиан, теперь же евреи искали убежище от арабов в христианской Испании — главными центрами испанского еврейства стали общины Толедо, Барселоны, Жероны и т. д.
РАСЦВЕТ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Под властью мусульман евреи Испании пережили настоящий расцвет культуры и науки. Они оказали заметное влияние на развитие сравнительного языкознания в области еврейского и арабского языков. Именно в те времена были составлены знаменитые грамматики иврита. Другими важными направлениями развития культуры испанских евреев были астрономия, математика, медицина, картография, литературное творчество, архитектура. Величайшие творения испанских евреев того периода стали достоянием не только еврейской, но и мировой культуры.
Одним из первых высокопоставленных испанских евреев был придворный врач и дипломат Хасдай ибн Шапрут (ок. 900 – 970 гг.) Он родился и жил в Кордове, хорошо знал Танах и Талмуд, прекрасно владел ивритом, арабским и латинским языками, изучал медицину. Ему приписывали открытие знаменитого корня фарук, который считался у арабов всеисцеляющим средством. Абдурахман III назначил его своим личным врачом и советником. Хасдай ибн Шапрут был переводчиком халифа на переговорах. Благодаря своему высокому положению он имел возможность помогать еврейским мудрецам и поддерживать еврейские общины Испании. Известен он и как собиратель коллекции еврейских книг.
Вскоре в Кордову прибыл выдающийся учитель рабби Моше бен Ханох. Он был избран главой общины, а затем основал крупнейшую в стране иешиву, которая со временем стала центром изучения Торы на западе Европы. В эпоху распада огромного халифата и в условиях слабой связи с далеким Вавилоном многие галахические вопросы стали решать духовные лидеры местных еврейских общин. После смерти рабби Моше на должность главы кордовской общины был избран его сын, рабби Ханох бен Моше, который очень скоро стал духовным лидером евреев всей мусульманской Испании.
Хасдай покровительствовал наукам и еврейской литературе. По его заказу Менахем ибн Сарук написал книгу «Махбэрэт» («Тетрадь»), в которой систематизировал лексику Танаха по корневым признакам и дал разъяснения морфологии иврита. Один из оппонентов Ибн Сарука, Дунаш бен Лабрат из Багдада, выступил с резкой критикой этой книги в своем сочинении «Тшувот» («Ответы»). Два мнения о корневой основе языка (двух- или трехбуквенной) имели своих активных сторонников и противников, но наиболее авторитетными стали труды Иехуды бен Давида Хайюджа.
Увы, культурный расцвет Кордовы оказался, непродолжительным.
Среди беженцев из Кордовы был рабби Шмуэль ха-Леви из семейства Ибн-Нагрела, который стал впоследствии главным советником правителя Гранады. Евреи всей Испании видели в нем своего духовного вождя и дали ему прозвище ха-Нагид — Князь. Он проявил не только политические способности, но и недюжинный талант полководца. В ночь перед решающей битвой он написал своему сыну Иосифу знаменитое письмо с наставлениями на случай своей смерти. Занимаясь государственными делами, рабби Шмуэль не оставлял занятий Торой. Его книга «Введение в Талмуд» содержит объяснение многих талмудических понятий. Его перу принадлежат три книги стихов. Вскоре после смерти рабби Шмуэля мусульманская чернь напала на еврейский квартал, многие евреи Гренады были убиты. Это был первый в истории испанского еврейства крупный погром, память о котором сохранилась на многие столетия.
РАСЦВЕТ ЕВРЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ.
Под влиянием арабов в Испании начался расцвет еврейского литературного творчества и философии. В начале XI века родился один из самых талантливых еврейских философов и поэтов, Шломо ибн Гвироль (Ибн Габироль). Многие из его стихов вошли в тексты молитв. В траурных напевах 17 Тамуза поэт оплакивает падение еврейского народа и молится о грядущем избавлении. В поэтическом сочинении «Кетер малхут» («Царская корона») он утверждает единство Всевышнего и Его святость, поет о величии Творения и месте человека в нем. Рабби Шломо написал также религиозный философский трактат «Мекор хаим» («Источник жизни»), который на сотни лет исчез из еврейской литературы.
Немного известно о Моше ибн Эзре. Он родился в 1055 году в одной из богатых гранадских семей. Он получил прекрасное образование и покровительствовал еврейским поэтам и философам. Его процветание закончилось с захватом Гранады Альморавидами в 1090 году. Он был вынужден покинуть родной город и остаток своей жизни кочевал с места на место по христианской части полуострова. Многие произведения талантливого поэта включены в молитвенники восточных евреев. Среди наиболее известных — молитвенные песнопения «Слихот», сборник стихов «Таршиш» («Перламутр»), трактаты по теории поэзии и философским проблемам человеческого бытия.
Крупнейшим представителем еврейско-арабской философии в мусульманской Испании стал рабби Моше бен Маймон (Рамбам). В раннем возрасте он был вынужден покинуть Испанию и скитался по разным землям арабского Востока. Наследие Рамбама огромно, а его влияние на еврейскую культуру трудно переоценить. Он начал писать комментарии к Мишне еще во время своих скитаний и закончил их в Египте в 1168 году. Он стремился сделать Мишну понятной для тех, кто не имел возможности углубленно изучать Талмуд. В обширном предисловии он объясняет происхождение еврейских традиций, отдельные элементы Устной Торы, виды заповедей и структуру Мишны. Во введении к трактату «Санхедрин» Маймонид сформулировал «еврейский Символ веры», перечислив основные 13 принципов иудаизма.
На протяжении десяти лет рабби Моше бен Маймон отдавал все свободное время титанической работе над книгой «Мишнэ Тора», оконченной в 1180 году. В ней он систематизировал все законы, которые евреи обязаны были выполнять в дни Храма и в наши дни, будь то законы Торы или установления мудрецов. Свое сочинение он разделил на 14 частей, поэтому его еще называют «Яд ха-Хазака» (численное значение слова «Яд» — 14). В качестве введения к «Мишнэ Тора» Рамбам написал «Сефер ха-Мицвот» («Книга Заповедей»), в которой даны краткие разъяснения всех 613 заповедей. Она была создана на арабском языке и переведена на иврит значительно позднее. «Мишнэ Тора» считается одной из основных книг по Галахе. Все в ней настолько взвешено и подсчитано, что найти лишнее слово или добавить новое просто невозможно.
Так как многие современники Рамбама увлекались греческой и арабской философией, ученый решил создать глубокое исследование, которое определило бы отношение иудаизма к этой философии. Книга «Морэ Нэвухим» («Путеводитель заблудших», 1190) должна была наставить потерявшихся в пустыне сомнений и не могущих самостоятельно отыскать путь к вере. В предисловии к ней отмечалось, что задачей книги является объяснение самых трудных вопросов и принципов еврейской веры. Чтобы сделать книгу доступной для как можно большего числа евреев, Рамбам написал ее на арабском, которым пользовались в те времена во многих еврейских общинах.
Перу Рамбама принадлежат не только крупные книги, но и немало обширных статей и посланий. Широко известна, например, написанное им в период пребывания в Фесе «Послание об отступничестве» («Иггерэт ха-Шмад»), в котором он защищает тех, кто под страхом смерти был вынужден принять ислам. В 1172 году рабби Маймон откликнулся на обращение евреев Йемена, подвергавшихся гонениям со стороны мусульман-фанатиков и попавших под влияние лжемессии. В своем «Йеменском послании» («Иггерэт Тейман») он предостерег евреев от лжепророков. По просьбе Рамбама султан Салах-ад-Дин ходатайствовал за евреев перед правителем Йемена. Важное значение имело и «Рассуждение о воскресении из мертвых», в котором подробно разбираются пророчества о приходе Мессии.
Произведения Рамбама были восторженно приняты многими общинами еще при его жизни. Однако нашлись и оппоненты. Самым серьезным прижизненным противником Рамбама был рабби Аврахам бен Давид (Раавад) из города Поскьера в южной Франции, изложивший свои возражения в труде под названием «Ха-Сагот» («Возражения»). После смерти Рамбама еврейство Испании и Прованса разделилось на два лагеря: учеников и последователей Рамбама и его противников. Оппоненты Рамбама опасались, что его идеи могут спровоцировать пренебрежение к соблюдению заповедей, и запретили изучать «Морэ Нэвухим».
Борьба разгорелась в 1230-е годы, когда книги Рамбама запретили рабби Шломо из Монпелье и рабби Иона из Жероны (Иона Геронди) в Северной Испании. Мудрецы Прованса ответили на этот запрет отлучением рабби Шломо и рабби Ионы, которые обратились за поддержкой к евреям Северной Франции. Те, в свою очередь, выступили против наследия Рамбама, запретили его книги и отлучили его последователей. Противников Маймонида поддержал и крупный еврейский философ рабби Моше бен Нахман (Рамбан). Защитниками же учения Рамбама выступали представители влиятельных семейств Кимхи и Ибн Тиббон в Провансе и семья Анатоли в Испании. Пламя ненависти вскоре вырвалось за пределы еврейского мира. Несколько раввинов не придумали ничего лучше, как обратиться за помощью к монахам-доминиканцам, оклеветав «Морэ Нэвухим» как антиеврейскую и антихристианскую книгу. Доминиканцы с удовольствием кинулись обыскивать еврейские дома в Монпелье и Париже, конфискуя книги Рамбама и сжигая их на городских улицах (1233). Очень скоро они вошли во вкус и в 1242 году устроили в Париже знаменитое сожжение Талмуда. Книжные костры привели в ужас даже самых отчаянных противников Рамбама. И рабби Шломо и рабби Иона, возглавлявшие их ряды, осознали всю пагубность конфликта. Однако этот всплеск борьбы вокруг философского наследия Рамбама не был последним. Следующий пик противостояния пришелся на начало XIV века, когда борьбу против духа рационализма возглавил духовный лидер испанских евреев рабби Шломо Адрет, запретивший изучать греческую философию и науки юношам в возрасте до 25 лет. Кроме того, был введен запрет аллегорических толкований Торы.
Глубина философии и изящество мавританской поэзии оказали на евреев Испании заметное влияние. Арабский и его диалекты были их разговорным языком на протяжении многих столетий. На этом языке излагали они свои мысли и творили прекрасную литературу. В XII-XV веках сформировался еще один язык испанских евреев, представлявший собой смешение иврита и испанского, которое со временем превратилось в один из самых распространенных языков еврейской диаспоры. Этот язык называли по-разному, но наиболее известен он как «джудесмо» и «ладино». Не оказался забытым и священный язык — иврит. Именно в годы расцвета еврейской жизни в Испании стала возрождаться ивритская литература.
Выдающийся еврейский поэт Испании Иехуда бен Шмуэль ха-Леви родился в Толедо за пять лет до захвата города христианами. Там же, в Толедо, начал учиться, но настоящее образование получил в иешиве Лусены. Славу и восхищение современников принесло ему поэтическое творчество на иврите. В юности он писал стихи на светскую тематику, но с возрастом весь свой огромный дар, всю свою удивительную творческую силу посвятил религиозной поэзии. Его замечательные стихи вошли в состав многих молитвенников, в особенности составленных для восточных общин. Поэзия Иехуды ха-Леви полна любви к Всевышнему и народу Израиля, боль по утерянной Святой земле сочетается мечой о возвращении. Его «Сиониды», воспевающие Эрец-Исраэль, воспламеняли и завораживали не одно поколение евреев.
Свое мировоззрение Иехуда ха-Леви изложил в книге «Кузари», вложив собственные слова и собственную мечту о Святой земле в уста еврейского мудреца, беседующего с хазарским царем. Иехуда ха-Леви написал свою книгу на арабском, а на иврит ее перевел Иехуда ибн Тиббон. В конце жизни великий поэт решил покинуть Испанию и добраться до земли Израиля. Не слушая возражений ближних и друзей, он двинулся в путь и морем прибыл в Египет. В «Песнях моря» Иехуда ха-Леви воспел страстное влечение к Эрец-Исраэль. Многочисленные почитатели поэта в Египте упрашивали его остаться с ними. Но он не поддался уговорам и, совершив трудный переход через пустыню, добрался до цели. После этого следы его теряются. Предание рассказывает, что поэт приблизился к воротам Иерусалима и, рыдая, упал на землю. Проезжавший мимо арабский воин увидел лежащего еврея и направил на него своего коня. Так погиб великий мудрец и поэт. Святая земля приняла его кровь.
Рабби Моше бен Нахман (Рамбан), раввин Жероны (1195-1270) — известнейший талмудический авторитет, знаток испанского и арабского языков, знаменитый врач. Он учился у крупнейших светил Торы во Франции, Провансе и Испании, он объединил и углубил полученные знания, а его толкования отдельных трактатов Талмуда и классические комментарии к Торе отличаются прозрачностью стиля и ясностью изложения. Прибыв на склоне лет в Эрец-Исраэль, Рамбан переписал многие места своего комментария к Пятикнижию, признавшись, что восхождение в Святую землю раскрыло перед ним скрытые дотоле моменты.
Учеником Рамбана и рабби Ионы Геронди был рабби Шломо бен Адерет (Рашба), глава общины Барселоны и главный раввин Арагонского королевства. В то суровое время, когда во Франции сжигали книги Талмуда, а в Германии убивали евреев, рабби Шломо бен Адрет стал лидером евреев диаспоры. Его гений проявился в умении давать лаконичный, точный и мудрый ответ на самые острые и деликатные проблемы еврейской жизни. Евреи Европы и Африки обращались к нему с вопросами. До наших дней сохранилось более трех тысяч ответов, отправленных им в разные страны.
В 1304 году в Испанию прибыл из Германии рабби Ашер бен Иехиэль (Рош), ученик рабби Меира из Роттенбурга. В Барселоне его приняли с большим почетом, а крупнейшая в Испании еврейская община в Толедо, столице Кастилии, предложила ему пост главного раввина. Более двадцати лет рабби Ашер возглавлял еврейство Кастилии, а после смерти Рашбы — еврейскую общину всей Испании. Его иешива в Толедо стала центром изучения Торы.
Вместе с рабби Ашером в Испанию прибыл его сын рабби Яаков (Бааль ха-Турим). После смерти отца он стал членом раввината Толедо, но несмотря на бедность отказался от полагающейся ему платы. Рабби Яаков бен Ашер систематизировал галахические законы в книге «Арбаа турим» («Четыре ряда»). В отличие от Рамбама он приводит разные мнения по одному и тому же вопросу и, кроме того, подобно своему отцу дает ссылки на решения мудрецов предыдущих поколений. Книгу рабби Яакова очень быстро признали самые выдающиеся раввины того времени.
С ухудшением положения евреев Испании наметился упадок духовной культуры испанского еврейства.
2. ЕВРЕИ ИСПАНИИ ПОД ВЛАСТЬЮ ХРИСТИАН В XIII-XV ВЕКАХ
После окончательного утверждения власти христиан на полуострове испанские евреи, как известно, стали собственностью королей. Гражданские войны вскоре начали ослаблять могущество последних, одновременно усиливая власть аристократов и священнослужителей. Права евреев постоянно урезались, их вытесняли с общественных должностей и лишали средств к существованию. Когда кастильский государь Альфонсо XI победил восставших против него аристократов, он назначил министром финансов еврея Иосефа Бенвеништи. Возвышение Иосефа так не понравилось аристократам, что один из них, Гонзало Мартинес, возбудил против него судебный процесс, обвинив министра в том, что он разбогател за счет казны. Бенвеништи был арестован и умер в тюрьме. Евреи-вельможи помогали своему народу, и это вызывало особенную ненависть. Священники требовали обратить евреев в христианство или изгнать из страны.
С ростом влияния церкви в Испании постепенно увеличивалась и угроза самому существованию еврейской общины. Священники подстрекали к антиеврейским выступлениям, и их воздействию поддавалась даже испанская элита. Отношение к евреям становилось все более и более двусмысленным. Так, король Альфонсо Х (1252-1284) обязал еврейских подданных прикреплять к своей одежде знак позора, в то же время продолжая назначать их на высокие государственные должности.
Священники, особенно монахи-доминиканцы, склоняли евреев к принятию христианства. Иногда они в этом преуспевали, и нередко обращенные в христианство принимали активное участие в борьбе с иудаизмом. Одной из форм давления на евреев были так называемые диспуты о вере. Решение о результатах дискуссии выносили король и министры. Опасаясь за свою жизнь, раввины Испании старались воздерживаться от участия в такого рода мероприятиях, а это, в свою очередь, давало священникам основание заявлять, что раввины выказывают пренебрежение к христианской вере, и настраивали чернь против евреев и еврейских мудрецов.
Самый известный из этих диспутов состоялся в 1263 году в Барселоне. Еврей-вероотступник Пабло хвастался, что легко победит раввинов. По требованию доминиканцев король Арагона приказал рабби Моше бен Нахману (Рамбан) из Жероны (Героны) отвечать перед королем, вельможами и епископами. Рабби Моше просил предоставить ему свободу слова, и король согласился, при условии, что тот не будет ругать христианство. Выдающийся знаток Торы с легкостью доказал ошибочность утверждения, что Иисус был Мессией, и доминиканцы очень скоро поняли, что им не выстоять. Тогда они начали подстрекать чернь, но король по просьбе евреев король прекратил диспут.
Обозленные поражением монахи попытались заставить евреев слушать их проповеди и опубликовали лживый отчет о диспуте, из которого следовало, что Пабло будто бы вышел победителем. В ответ на эту фальшивку рабби Моше бен Нахман написал подробную статью о ходе дискуссии, чем привел доминиканцев в неописуемую ярость. Они обвинили Рамбана в оскорблении христианства и явно намеревались лишить его жизни, но король, которому пришлись по душе мужество и стойкость еврейского мудреца, приказал ему на два года покинуть страну. Рабби Моше бен Нахман навсегда оставил Испанию, с большим трудом добрался до Эрец Исраэль и жил там вплоть до своей смерти в 1270 году. Много столетий спустя спор между Рамбаном и доминиканцами вдохновил немецкого поэта Генриха Гейне написать свое знаменитое стихотворение «Диспут».
ПОГРОМЫ 1391 ГОДА.
В 1391 году в жизни испанских евреев настал коренной перелом — относительно благополучное существование еврейской общины в католическом государстве сменилось жестокими погромами и насилием. Севильский священник Фернандо Мартинес спровоцировал нападение толпы на еврейский квартал. Городской голова сумел разогнать чернь, но Мартинес не унимался и через несколько дней вновь воззвал к низменным страстям толпы. Банды убийц и грабителей двинулись на еврейские дома, круша все на своем пути. Из севильской еврейской общины, насчитывавшей 30 тысяч человек, 4 тысячи было убито, а многие женщины и дети — проданы в рабство. Перед угрозой смерти большинство евреев перешло в христианство, лелея в душе надежду на возвращение к Торе. Избежать этой участи и скрыться удалось лишь нескольким семьям.
Массовые убийства повторились в восьмидесяти населенных пунктах Кастилии. Казалось, вернулись времена крестовых походов. Живший в Толедо рабби Иехуда бен Ашер, потомок Роша, убил всех членов своей семьи и покончил с собой, опасаясь, что муки окажутся сильнее веры отцов. От Кастилии погромы докатились до Арагона. При всем старании местные власти не могли сдержать ярость толпы. Так была уничтожена вся еврейская община Валенсии: лишь единицам удалось бежать, остальные были убиты или обращены в христианство. Барселонский градоначальник укрыл евреев в крепости, но когда те увидели, что стены не остановят разбушевавшуюся толпу, вступили в бой и погибли. Некоторым удалось скрыться, а оставшиеся либо приняли христианство, либо покончили с собой. Еврейская община Барселоны погибла почти полностью. Пострадали и евреи острова Майорка, губернатор которого безуспешно пытался противодействовать погромщикам. Погибли все, кто не пожелал креститься и не сумел заблаговременно скрыться. Некоторых из выживших взяла под свое покровительство португальская королева.
УПАДОК ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ В ИСПАНИИ В XV ВЕКЕ.
После 1391 года испанское еврейство осознало, что сотни лет проживания в стране и огромный труд многих поколений не обеспечат евреям равного положения. Около десяти спокойных лет прожили евреи Кастилии. Король Энрико III приказал возвратить оставшимся евреям разрушенные дома и взял их под свое покровительство, ибо понимал, насколько изгнание евреев губительно для экономики и культуры страны. И главой кастильских евреев назначил своего личного врача.
В 1405 году Энрико III внезапно умер и власть фактически перешла в руки священников. Одним из членов королевского совета был архиепископ Пабло, крещеный еврей. Когда-то он был способным молодым раввином, но во время преследований крестился. Переход ученого еврея в христианство обрадовал деятелей церкви, и его карьера успешно продвигалась. Со временем он стал архиепископом, поставив своей задачей сделать подлинными христианами всех насильственно обращенных и убедить евреев последовать своему примеру. Пабло посоветовал королеве создать евреям невыносимые экономические условия — им запретили торговать продуктами, занимать общественные должности, врачевать, выезжать за пределы королевства и предписали носить особую одежду. Еврейский суд был упразднен. Однако такая политика ухудшила экономическое положение самого государства, и «нововведения» пришлось постепенно отменять. Примерно в то же время другой священник, доминиканец Винсент Феррер, во главе фанатичной толпы, бичующей себя хлыстами, прошел по городам Кастилии и Арагона, призывая евреев креститься. Банды Феррера врывались в синагоги и творили насилие.
XV век церковь встретила глубоким кризисом. Почти один за другим были смещены трое римских пап, обвиненные в подрыве католической веры. Наконец, на престол Ватикана взошел Бенедикт XIII, решивший продемонстрировать епископам свою силу и хватку на евреях. Выкрест Джеронимо де Санта Фе (его еврейским именем было Иехошуа Лорка) предложил понтифику вызвать раввинов на открытую дискуссию. Джеронимо был уверен в своей победе и рассчитывал, что ему удастся крестить, таким образом, всех евреев Испании. По требованию папы король Арагона пригласил на диспут 16 раввинов.
В роскошном кресле, в великолепных одеждах, в окружении разодетых священников восседал сам папа. Открывая встречу, он лицемерно заявил, что церковь в его лице вовсе не собирается настаивать на своем превосходстве над иудаизмом, но лишь хочет выслушать ответ евреев на утверждения Джеронимо, что даже Талмуд признает Иисуса Мессией. Диспут в Тортосе начался в 1413 году и продолжался в течение шестидесяти заседаний. Оппонентами Джеронимо с еврейской стороны были врач дон Видаль Бенвенешти и рабби Иосеф Альбо. Соблюдая крайнюю осторожность в высказываниях, они доказали абсурдность утверждения о том, что знатоки Талмуда верят в мессианство Христа. Выкрест понял, что терпит поражение, и решил нанести новый удар, заявив, что Талмуд — книга аморальная. Доказать абсурдность этого утверждения было совсем не трудно.
Видя, что Джеронимо не в состоянии спорить с еврейскими мудрецами на равных, понтифик решительно прервал дискуссию. А через короткое время запретил изучать Талмуд, повелел сжигать все книги, содержащие хотя бы каплю талмудической премудрости, и обязал евреев трижды в год выслушивать проповеди священников. Вскоре он был смещен, и новый папа отменил эти постановления.
Последующие сорок лет жизнь евреев Испании была сравнительно спокойной. Правительство Кастилии в полной мере осознало размеры ущерба от преследований евреев и окончательно отменило указы королевы Каталины. Требования священников претворить в жизнь антиеврейские законы остались без ответа.
Хуже всего пришлось насильно обращенным в христианство. Их стали называть «новыми христианами», или «новообращенными» («конверсос»). Католическая церковь смотрела на них с ненавистью и страхом. Священники знали, что многие из них тайно соблюдают еврейские заповеди, а своим детям прививают любовь к иудаизму. Такие «католики» подрывали авторитет церкви. Многие из них со временем заняли довольно высокие государственные должности, особенно в армии и в торговле, что вызвало в простолюдинах новый прилив зависти и ненависти. В этой ситуации фанатизм священников и ненависть народа оказались направленными не на евреев, а на тех «новых христиан», которые продолжали тайком соблюдать еврейские религиозные обычаи. Испанцы презрительно называли их марранами — свиньями. Наличие при дворе влиятельных марранов стало причиной многих погромов и столкновений.
В то же время новый всплеск общественного интереса переживало учение Каббалы. Особенно занимало оно умы тех испанских евреев, которые желали найти спокойствие в бурлившем вокруг них неспокойном мире. Многие испанские раввины погружались в изучение каббалистических фолиантов и надеялись почерпнуть в них знание о том, как изменить трагическую судьбу своего народа.
Одним из самых знаменитых мудрецов того периода был рабби Ицхак Абраванель. В 1391 году его дед бежал из Севильи в Лиссабон, где его отец Иехуда Абраванель стал министром финансов при дворе португальского монарха. После смерти отца дон Ицхак унаследовал его пост и жил в большом почете и достатке. Но португальский король Альфонсо V умер, и его наследник вознамерился казнить дона Ицхака, которому удалось бежать в столицу Кастилии Толедо. Потеряв все свое состояние, он жил там хоть и бедно, но в безопасности. Вскоре король Испании Фердинанд назначил его своим министром финансов. На этом поприще он изыскал для короля и его супруги Изабеллы средства, необходимые для войны с Гранадой.
Когда вышел указ об изгнании, Абраванель предпринял все усилия для его отмены, но не преуспел. После изгнания из Испании дон Ицхак поселился в Неаполе, где снова занялся финансами (теперь уже неаполитанского короля), пока в 1494 году город не завоевал французский король. Абраванелю снова пришлось бежать и кочевать с места на место. Наконец, он осел в Венеции, где и умер в 1509 году. Большинство своих трудов рабби Ицхак Абраванель написал в Италии.
Другим известным придворным испанских королей был знаменитый картограф Аврахам Закуто. Он много лет учился в старейшем в Испании университете в Саламанке, впоследствии стал в нем преподавать. Закуто сконструировал первую металлическую астролябию, отличавшуюся гораздо большей точностью, чем деревянные. Кроме того, он составил знаменитые астрономические таблицы, позволившие мореплавателям определять широту без помощи солнечного меридиана и с большей точностью вычислять время солнечных и лунных затмений. Этими таблицами пользовались величайшие путешественники того времени. Сохранился даже экземпляр этих таблиц с пометками Христофора Колумба. После изгнания евреев из Испании Аврахам переселился в Португалию, где стал придворным астрономом. Легендарный первооткрыватель пути в Индию Васко да Гама перед началом своего путешествия трижды советовался с Аврахамом Закуто и взял с собой его астролябию и таблицы. Все это, впрочем, не помогло еврейскому мудрецу избежать преследований. После насильственного крещения португальских евреев в 1497 году он вновь был вынужден переселиться — на этот раз в Тунис. В новой обстановке он закончил свой труд об истории развития еврейского Устного Закона, который назывался «Сефер ха-Юхасин» («Книга генеалогий»).
УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ.
В 1469 году наследник арагонского престола Фердинанд взял в жены наследницу кастильского королевства Изабеллу. Объединение Арагона и Кастилии в одно государство позволило христианам добиться последней цели Реконкисты — захватить мусульманскую Гранаду. Однако перед этим необходимо было получить поддержку римского папы. В то время пап очень волновали многочисленные отклонения от политики христианской церкви. В Риме были наслышаны о существовании в Испании значительного числа марранов, тайно сохранявших верность еврейской религии, и папа давно настаивал на организации в стране специальной организации для выявления тайных еретиков. Глава этой новой службы (она получила название «Инквизиция» от латинского слова «расследование») становился полноправным представителем Рима в Испании, а заодно получал неограниченную власть.
Переговоры между понтификом и правителями Испании были довольно долгими: спорили из-за того, кому достанется конфискованное у марранов имущество. Фердинанд нуждался в деньгах для войны с Гранадой; он оказался настойчивее и сильнее, и папе пришлось уступить. Первый инквизиторский суд состоялся в Севилье в 1480 году и завершился ужасной церемонией сожжения заживо шестерых осужденных еретиков. Такие казни-сожжения стали вскоре неотъемлемой частью испанской жизни и назывались аутодафе («акт веры»). Для священников и знати каждое аутодафе было большим праздником. На публичную казнь приходили посмотреть знать и простолюдины. Все они становились восторженными зрителями ужасных мучений приговоренных к смерти. Огонь инквизиции прошел по всей Испании, только за год в одной лишь Севилье казнили 500 человек. Для поощрения доносительства значительную часть имущества осужденных передавали доносчикам. Теперь любая семья евреев, перешедших в христианство, могла оказаться в руках инквизиции.
Убийства были выгодны королю, и потому он требовал усилить инквизиторские репрессии. Смертные приговоры выносились при малейшем сомнении в искренности «новых христиан», которые, в свою очередь, просили папу защитить их от кровожадного короля. Вначале папа требовал присутствия на судилище епископов, чтобы убедиться, действительно ли там судят еретиков, но вскоре отказался от этого требования.
В 1483 году во главе инквизиции встал доминиканский священник Томазо Торквемада. Этот жестокий фанатик замучил тысячи человек, а его садизм перерос всякие границы. Нет ничего удивительного в том, что много лет спустя против него организовали заговор и убили. Жуткие преследования обрушились на выкрестов. Чтобы получить необходимое для приговора признание инквизиторы использовали изуверские пытки. Мучения вызвали лишь укрепление в испанских евреях уверенности в истинности своей веры. Многие из приговоренных к смерти проявляли удивительную силу духа. Десятки лет, в течение которых они были равнодушны к вере своих предков, соплеменники осуждали их за предательство, но теперь, перед лицом смерти, многие из конверсос возносили еврейскую молитву. Священники и взбудораженная толпа с изумлением наблюдали, как горящие в огне люди громко читали «Шма Исраэль».
В первые двадцать лет правления Фердинанда и Изабеллы преследованиям в основном подвергали новообращенных. Сами же евреи были в несколько лучшем положении.
ИЗГНАНИЕ.
Десять лет объединенные армии Кастилии и Арагона вели войну с последним на испанской земле мусульманским государством. В 1487 году пала Малага, а еще четыре года спустя была покорена Гранада — последний оплот ислама на Пиренейском полуострове. Через восемьсот лет, прошедшие с начала арабского завоевания, вся Испания снова стала христианской. Еще до победы королевская чета предложила папе изгнать евреев из подчиненных им областей. Формальным поводом стало утверждение о том, что евреи склоняют «новых христиан» к возвращению в иудаизм. Весной 1492 года был зачитан указ, обязывавший евреев в течение четырех месяцев креститься или покинуть страну. Всякий еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона. Евреям разрешили продать свое имущество и взять с собой некоторые вещи, за исключением золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней. Даже самые богатые должны были отправиться в изгнание нищими.
Евреи Кастилии и Арагона были потрясены. Их представители во главе с Ицхаком Абраванелем пытались добиться отмены жестокого приговора. Королю предложили огромный выкуп. Жадный монарх было заколебался, но инквизиторам достаточно было насупить брови — и просьба евреев была отклонена. Началась распродажа имущества. Покупатели-христиане, знавшие указ в деталях, забирали еврейское имущество за символическую плату. Дом шел за осла, виноградник — за кусок ткани. Многие евреи, надеясь на скорую отмену указа, закапывали ценности в землю. Они надеялись вернуться в страну, где жили десятки поколений их предков.
Торквемада и его сторонники надеялись, что основная масса евреев изберет крещение. В конце концов, ведь на это решился даже глава еврейской общины — раввин Авраам Сеньор, крестившийся в присутствии королевской семьи. Впоследствии народная молва превратила его в мученика, который пытался таким образом спасти свой народ, но, как бы то ни было, тогда этот поступок произвел большое впечатление на испанских евреев, и его примеру последовали многие представители знатных семей. Их крещение не было искренним, они надеялись сохранить свое привилегированное положение при дворе. Многие из них в этот момент даже пытались подчеркнуть свое еврейское происхождение. Например, семяя ха-Леви, которая вела свой род от царя Давида, приняла новую фамилию — Санта-Мария, подчеркивая, что они происходят из одного рода с матерью Иисуса Христа. Но все же множество евреев выдержали испытание. До сих пор исследователи спорят, сколько же именно их покинуло страну в то время. Наиболее обоснованной выглядит цифра в 150 – 200 тысяч человек. Примерно столько же потомков «новообращенных» после предыдущих репрессий и принявших христианство в этом трагическом году осталось в Испании. Позже многие из оставшихся горько раскаялись в этом, когда всходили на костры инквизиции.
Многие поспешили покинуть страну задолго до назначенного срока, а некоторые оставались до последнего дня. Выселить до 31 июля всех евреев не удалось, и король Фердинанд продлил срок до 2 августа. В этот день, 9 Ава 1492 года, День траура по разрушенному Иерусалимскому храму, последний еврей покинул пределы Испании. Так пришел конец славному центру еврейской культуры в Испании.
Немало изгнанников направилось в Португалию. А 4 декабря 1496 года был издан указ об изгнании из Португалии всех некрещеных евреев в течение десяти месяцев. Впрочем, португальский король Мануэл вовсе не хотел терять таких необходимых его стране торговцев и государственных деятелей. Он задумал насильственно крестить их и удержать в своей стране, для чего издал новый указ о насильственном крещении детей от 4 до 14 лет, а затем подняв этот возраст до 20 лет. Но этот указ лишь ускорил бегство евреев из страны. И король разрешил уезжать только из столицы страны — Лиссабона, где вскоре скопилось около 20 тысяч ожидавших отъезда евреев. Тогда 19 марта 1497 года Мануэл приказал солдатам силой загнать евреев в церкви и там крестить. Вожди португальских евреев во главе с главным раввином Шимоном Маими предпочли крещению смерть.
Несмотря на все старания властей небольшое количество евреев в Португалии еще оставалось. В 1498 году, после того как страсти вокруг еврейского изгнания улеглись, король предоставил последним евреям возможность покинуть Португалию. В стране остались лишь те, кто формально числились христианами, т. е. «новые христиане». Эта многотысячная еврейская община сохранила тайную приверженность еврейской вере. Чтобы прекратить их бегство, через два года после насильственного крещения им запретили покидать Португалию. С начала XVI века они стали предметом ненависти со стороны католической церкви и португальской знати. Чтобы предотвратить возвышение при дворе таких евреев, в 1530 году в Португалии была учреждена инквизиция. Сотни лет страдали несчастные потомки «новых христиан», продолжавшие тайно исполнять еврейские обряды. С каждым поколением они все дальше уходили от веры отцов, пока, наконец, в их среде не осталась лишь зыбкая память о прошлом. Возможность вернуться к вере предков потомки насильно крещеных португальских евреев получили только через пятьсот с лишним лет.
Не повезло и тем, кто нашел убежище на юге Италии. В 1504 году Неаполитанское королевство перешло под власть испанской короны, а в 1510-м появился указ об изгнании евреев и из этих земель. Второй раз должны были отправляться в изгнание испанские беженцы. Исполнение этого указа, впрочем, растянулось на многие годы, и лишь в 1541 последние евреи, в том числе и «новые христиане», покинули пределы Неаполитанского королевства. Воистину, счастливы были лишь те, кто смог добраться до Турции и найти там убежище от христианского фанатизма.
Так трагически закончилась история самого процветавшего еврейского центра в эпоху Средних веков.
Артур Клемперт, историк, преподаватель еврейской «Школы Липмана»
_____________________________________________________________
JewTour при информационной поддержке Jewish.ru, Молодежного Проекта «Месиба» и Еврейской Студенческой Организации «Гилель» и при технической поддержке туристического агентства «Мидос Групп» приглашают Вас в ДВЕНАДЦАТИДНЕВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ в БАРСЕЛОНУ (18-29 июля)
Чтобы присоединиться к поездке необходимо:
Связаться с организаторами JewTour по:
тел. 8-901-518-71-31 mail: [email protected] icq: 215-313-914
Полина Маслова и Илья Хинский
_____________________________________________________________