Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
24.07.2006
Новая книга рассказывает об истории бразильских евреев с начала 17 века и до наших дней. Книга изобилует и немного комическими историями. Так, в одной из глав повествуется об одном крупном предпринимателе по имени Бенджамин Бен-Атар, который основал первый бар в Вассурасе, небольшом городе в 120 км от Рио-де-Жанейро.
Бен-Атар родился на Гибралтаре. В свой любимый город Вассурас он вкладывал миллиарды, организовывал там танцы, гуляния и праздники. Среди этого безудержного веселья Бен-Атар никогда не придавал значения, по крайней мере внешне, своему еврейскому происхождению. Однако на смертном одре в 1859 году он вспомнил о своих корнях и потребовал, чтобы его похоронили как еврея. Последняя просьба Бен-Атара вызвала в Вассурасе настоящий переполох. В городе было только одно кладбище, и то католическое. В конце концов, возможно в интересах общественного спокойствия, руководство единственной городской больницы разрешило похоронить Бен-Атара на территории больницы.
Подобные истории представлены в новой книге «Евреи в Бразилии: инквизиция, иммиграция и самосознание». Книга на португальском языке вышла в свет в бразильском издательстве «Civilizacao Brasileira», сообщает JTA. Десятки исследователей работали над созданием этой книги, которая стала первой попыткой представить всесторонний взгляд на еврейскую историю крупнейшего государства в Латинской Америке.
Книга «Евреи в Бразилии» разделена на две части. В первой рассказывается о колониальном периоде, португальской инквизиции и том эффекте, который она оказала на евреев и бней-анусим (насильно крещенных). Вторая часть посвящена современной Бразилии, изучению волн иммиграции в 19-м веке и середине 20-го, и в особенности — из Европы, Марокко и Египта. Кроме того, во второй части книги представлена и совсем недавняя история евреев в стране.
Редактор книги, профессор истории в университете Рио-де-Жанейро Кейла Гринберг призналась, что «Евреи в Бразилии» появилась благодаря курсу лекций о еврейской истории в Бразилии, который она читала в 2000 году в стенах университета. «Я искала подобную книгу для использования в курсе лекций, но не нашла», — вспоминает Гринберг. Теперь же, по крайней мере, владеющие португальским языком смогут познакомиться ближе с еврейской историей в Бразилии.
С 1630 по 1654 годы северо-восток Бразилии был колонизирован голландцами. Это было относительно благоприятное время для евреев и бней-анусим. Именно тогда была построена первая синагога в Америке — синагога «Кахал Цур Исраэль» в городе Ресифе. В этот период времени многие евреи португальского происхождения покинули Амстердам и перебрались в Бразилию. Тогда практически половину населения Ресифе составляли евреи.
Немалую роль в золотой лихорадке на рудниках в Жераи в 18-веке сыграли бней-анусим, которые использовали свои связи по стране и в мире, чтобы разрушить планы португальской короны ограничить доступ к золотым приискам.
Вдоль берегов Амазонки в 19-веке жили еврейские иммигранты из Марокко, и многие из них воспользовались каучуковым бумом в регионе. Одна из историй, произошедших также в районе реки Амазонки весьма странным образом иллюстрирует бразильский религиозный синкретизм. В народе эта история получила название «Легенда о Санта-рабби». Легенда повествует о неком раввине из Иерусалима, который в 1910 году умер от малярии в городе Манаус на берегу Амазонки. Раввина похоронили отдельно на католическом кладбище. Вскоре местные жители стали объяснять якобы происходившие с ними чудеса духом раввина, и его могила стала местом паломничества местных католиков.
В книге также обсуждаются антисемитские политические тенденции в правительства Жетулио Варгаса, правившего Бразилией накануне и во время Второй мировой войны. Политика фашистского толка Варгаса получила название «Эстадо Ново» или «Новое государство». Режим заигрывал с нацистами, но в конце войны присоединился к союзническому альянсу. Но перед началом войны министерство иностранных дел Бразилии направило своим посольствам тайное распоряжение не выдавать визы персонам «семитского происхождения». Тем не менее, в это же время, законная миграция европейских евреев в Бразилию резко возросла. За год, последовавший за тайной директивой, в страну законно въехало больше евреев, чем в любой год за 20 предыдущих лет. Новые иммигранты осели в районе Копакабана в Рио-де-Жанейро, который потом даже стали называть в народе «Копакабанавич». Некоторые исследователи утверждают, что антисемитизм режима Варгаса был завуалированным и противоречивым. Другие указывают на дискриминационные аспекты его политики.
Гринберг рассчитывает, что вскоре ей удастся перевести книгу «Евреи в Бразилии» на английский язык.
Станислав Шустерман