Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.12.2006
Изучая малоизвестные документы посланника Еврейского агентства в Стамбуле, профессор еврейской истории Дина Порат из Тель-авивского университета обнаружила весьма интересные свидетельства, сообщает АР. Джузеппе Ронцалли, который позднее стал папой Иоаном XXIII, критиковал политику Пия XII и предпринимал попытки спасти евреев, для чего направил в Ватикан информацию о зверствах нацистов в Освенциме. Следует отметить, что это было сделано за несколько месяцев до того, как Ватикан официально признал получение данной информации. Пия XII, занимавшего папский престол в годы войны, в последние годы не раз обвиняли в намеренном замалчивании свидетельств нацистских преступлений.
Недавно в распоряжение Дины Порат попали дневники и корреспонденция Хаима Барласа, которому в 1940-х годах Еврейское агентство поручило заниматься спасением евреев из нацистской Европы. Сегодня бумаги Барласа хранятся в одном из частных архивов Израиля и, по словам исследовательницы, представляют немалую историческую ценность. Однако до сих пор о них ничего не было известно, поскольку хранились они не в официальном архиве.
В 1940-х годах Барлас и Ронцалли были направлены в Стамбул. Один — в качестве эмиссара Еврейского агентства, второй — нунцием (послом) Ватикана. Вскоре они подружились. Их письма, в основном на французском языке, которым оба владели свободно, свидетельствуют, что Ронцалли «мягко» критиковал позицию ватиканского руководства по отношению к нацистскому геноциду в Европе. Так, в 1943 году он по просьбе Барласа написал президенту Словакии письмо с требованием остановить депортации евреев в нацистские лагеря смерти.
А 23 июня 1944 года Барлас получил копию леденящего кровь 30-страничного отчета, который стал известен под названием «Протоколы Освенцима» и был составлен на основе свидетельств двух евреев, бежавших из лагеря в апреле 1944 года. Изложенное в документе не позволяло усомниться в том, что лагерь «специализировался» на массовых убийствах евреев. В своих записях Барлас отмечал, что 24 июня 1944 года передал копию протоколов своему другу Ронцалли, который в тот же день отправил синопсис текста телеграммой в Ватикан. Это противоречит официальной версии Ватикана, согласно которой сообщение было получено лишь в октябре 1944-го. Официальные лица в Ватикане на вопрос о причинах расхождения в датах до сих пор отвечают предложением спросить об этом историков того периода.
Вся переписка Ронцалли с его церковным руководством хранится сегодня в ватиканских архивах, но та часть, которая могла бы пролить свет на дату отправки протоколов в Ватикан, до сих пор остается закрытой для исследователей.
Станислав Шустерман