Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.01.2007
После Второй мировой войны в Ирландии нашло убежище немало нацистских преступников, обосновавшихся в республике с санкции властей. Одного из них, например, прикрывал не кто-нибудь, а сам премьер-министр Имон Де Валера. Об этом пишет британская «Sunday Times».
Селестин Лэне был лидером «Bezen Perrot», французского подразделения «Ваффен СС», члены которого в годы нацистской оккупации занимались пытками и убийствами мирных граждан в Бретани. Лэне вступил в СС, когда немцы вербовали на службу местное население. Он лично отдавал приказы о пытках и казнях бойцов местного Сопротивления., Когда войска союзников в 1944-м освободили Бретань, многие нацистские пособники бежали из Франции. У тех же, кого удавалось поймать, были обнаружены рекомендательные письма на английском, адресованные ирландскому консулу в Париже. В 1947 году Лэне, вынужденный скрываться, узнал о том, что ирландские власти готовы предоставить ему убежище. В интервью телеканалу «RTE» историк Дэн Лич из Мельбурнского университета рассказал, что бывший глава Бретонской националистической партии лично встречался с Де Валерой и обсуждал с ним «вопрос Лэне». В результате нацистский преступник преспокойно провел в Ирландии остаток дней и умер в 1983 году.
Другим нацистом, воспользовавшимся мягкой политикой ирландских властей по отношению к военным преступникам, был Андрие Артукович, который был непосредственно причастен к гибели около миллиона человек на территории Хорватии. Исследователь Кэтал О’Шэннон обнаружил, что в ирландском министерстве иностранных дел до сих пор хранится дело Артуковича, однако рассекретить этот документ власти отказываются. Жертвы лагерей Артуковича умирали от голода, изнуряющего труда и отравлений. Особенно ему нравилось травить детей и фотографироваться на фоне детских трупов. В годы войны Артукович занимал в пронацистской Хорватии пост министра внутренних дел. В 1947 году он перебрался в Ирландию и жил там под вымышленным именем Алоиса Анникома в Ратгаре, к югу от Дублина. «Странно, что человек, повинный в смерти миллиона человек, мог жить спокойно, и его даже никто не спрашивал, кто он, и как сюда попал, — говорит О’Шэннон. — В Ратгаре он спасся от мести и преследований союзников». Получив ирландский паспорт, Артукович в 1948 году отправился в США и поселился в Калифорнии, где работал бухгалтером. В 1950-х Югославия потребовала его экстрадиции, но лишь после тридцати лет юридических пререканий США выслали преступника на родину, где он был приговорен к смертной казни и умер в югославской тюрьме в 1988 году.
Ирландский историк Брайн Герван утверждает, что Де Валера был хорошо осведомлен о том, что во время войны нацисты истребляли евреев, но это вовсе не мешало ему сочувствовать гитлеровскому режиму. «В Ирландии многие сравнивали нацистов с преследуемыми ирландскими националистами, — говорит Герван. — И Де Валера считал нацистов националистическим режимом, который в некоторой степени олицетворял немецкий народ. Эта позиция не делала его пронацистом, но существенно ограничивала его кругозор». В 1944 году Дэвид Грэй, занимавший тогда пост официального представителя США в Ирландии, написал Де Валере письмо, в котором потребовал от ирландских властей отказывать нацистским военным преступникам в убежище. Премьер был возмущен этим требованием и расценил его как попытку американского вмешательства в только полученный республикой суверенитет.
В 1970-е годы выяснилось, что нацистский преступник голландец Питер Ментен, виновный в гибели сотен польских евреев, после войны жил-поживал не только в родных Нидерландах, но и частенько наведывался и в Ирландию, где у него был огромный особняк в местечке Мэхон-Бридж под Уотерфордом. Арест Ментена в 1976-м в буквальном смысле шокировал местных жителей. В 1980 году нацистского преступника приговорили к 10 годам тюремного заключения за военные преступления. После освобождения он вознамерился провести на благосклонном к нему острове оставшуюся жизнь, однако Гаррет Фитцджеральд, занимавший тогда пост премьер-министра страны, запретил ему въезжать на территорию Ирландии.
Станислав Шустерман