Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.02.2007
Более полувека Симон Визенталь разыскивал нацистских военных преступников, стремясь свершить правосудие во имя памяти жертв гитлеровского террора. Теперь, через год после его смерти, на экраны вышел документальный фильм о том, как узник концлагеря стал известнейшим в мире сыщиком.
Фильм «Жизнь и наследие Симона Визенталя» — это, в первую очередь, кропотливый труд кинодокументалистов, которым удалось сконцентрировать тысячи часов архивных кадров и интервью в драматическое повествование и представить зрителю глубину мучений и переживаний, заставивших Визенталя всю оставшуюся жизнь посвятить преследованию нацистских преступников.
«Симон искал правду, а не месть», — рассказал журналистам известный британский актер Бен Кингсли после премьерного показа на Берлинском кинофестивале. Кинглси подружился с Визенталем в 1989 году, после того как сыграл его в художественном фильме. Появляется Кингсли и в документальной ленте.
Текст в «Жизни и наследии Симона Визенталя» читает австралийская киноактриса Николь Кидман, а снимался он американским режиссером Ричардом Трэнком в Австрии, Англии, Германии, Италии, Польше, Швейцарии, Украине и США.
Вторая мировая круто изменила жизнь австрийского архитектора, потерявшего в годы Холокоста 89 родственников. Более полувека отдал Визенталь охоте за нелюдями, выступая против неонацизма и расизма и напоминая о еврейском опыте как о горьком уроке для всего человечества. Благодаря его неустанному труду перед судом предстало около 1100 нацистских военных преступников.
В мае 1945 года американцы освободили лагерь смерти Маутхаузен в Австрии, среди уцелевших узников которого был и Визенталь. Это был уже пятый на его счету концлагерь, и в день освобождения он весил всего 45 килограммов. Вскоре он понял, что «не бывает свободы без справедливости», и решил посвятить поискам этой справедливости «несколько лет», вылившихся в десятилетия.
Даже перешагнув 90-летний рубеж, он продолжал напоминать и предостерегать. Ужасаясь зверствам сербов на землях этнических албанцев в Косово в 1990-х, он все же считал, что трагедию в Косово нельзя путать с Холокостом. «Мы живет во времена, когда слово “Холокост” превращается в банальность, — говорил он 1999 году. — То, что случилось с евреями, нельзя сравнивать с другими преступлениями. У каждого еврея был бессрочный смертный приговор».
Жизнь этого человека охватывает практически весь неспокойный XX век. Он родился 31 декабря 1908 года в семье еврейских торговцев в городке Бучаче на территории Австро-Венгерской империи (нынешняя Западная Украина), учился в Праге и Варшаве, в 1932 году получил диплом инженера-строителя. Стажировку проходил в России, а вернувшись во Львов, открыл архитектурное бюро.
Наибольшую известность ему принесло участие в знаменитой операции по поимке идейного вдохновителя и организатора истребления евреев Адольфа Эйхмана, которого израильские агенты в 1960 году вывезли из Аргентины в Израиль, где его казнили по приговору израильского суда за преступления против евреев. Визенталя нередко обвиняли в преувеличении его роли в поимке этого нацистского преступника. Да он на этом и не настаивал, отмечая лишь, что к 1954 году знал, где находится Эйхман, а захват нациста стал результатом «совместной работы многих, даже не знавших друг друга». «Я не знаю, использовались ли вообще, и если да, то в каком масштабе, сообщения, которые я направлял в Израиль», — говорил Визенталь в 1972 году.
Среди прочих его «трофеев» был и австрийский полицай Карл Зильбербауэр, который в свое время арестовал в Амстердаме Анну Франк и направил ее в концлагерь Берген-Бельзен, где она погибла. Визенталь решил отыскать Зильбербауэра в 1958-м, когда один подросток заявил, что поверит в существование и убийство Франк лишь в том случае, если Визенталь сумеет разыскать человека, который ее арестовал. И после пятилетних поисков, в 1963 году, Зильбербауэр был схвачен.
Неоднозначным было и отношение к самому характеру его деятельности. Так, в Австрии, которой потребовались десятилетия на то, чтобы признать собственную причастность к нацистским преступлениям, Визенталя нередко игнорировали и часто оскорбляли. Его работа получила признание в этой стране, лишь когда ему было уже за восемьдесят. А в 1975 году канцлер республики Бруно Крайский (кстати, сам еврей) заявил, что Визенталь представляет «некую мафию», стремящуюся опорочить Австрию. Крайский даже утверждал, что Визенталь, чтобы выжить, сотрудничал с нацистами.
Даже достигнув преклонного возраста, Симон Визенталь продолжал свое дело с энергией, терпением и решимостью подростка. А когда перевалило за девяносто, начал опасаться, что его миссия умрет вместе с ним. Почетных иностранных наград у него больше, чем у любого из ныне живущих австрийских граждан. В 1995 году он стал еще и почетным гражданином Вены. Из-под его пера вышли несколько книг, среди которых воспоминания «Убийцы среди нас».
Станислав Шустерман