Top.Mail.Ru

Второй исход

02.04.2007

 Сегодня евреи всего мира вспоминают чудесный исход своих предков из Египта. А тысячи египетских евреев помнят и об изгнании из страны пирамид, имевшем место сравнительно недавно — в минувшем столетии. И даже несмотря на то, что сегодня они вспоминают о прошлом даже с некоторой ностальгией, многие из них все же отнюдь не стремятся посетить страну своей молодости.

«Еврейская община Египта была в двадцатом веке самой современной из всех ближневосточных общин, — говорит професор Нахем Илан, эксперт по еврейским общинам на Ближнем Востоке, работающий в настоящее время над редакцией книги об истории египетских евреев. — Это было составленное из мигрантов многоликое сообщество, численность которого выросла с семи тысяч человек в девятнадцатом столетии до восьмидесяти тысяч — в двадцатом. Именно миграция и обусловила столь стремительный рост».

Суэцкий канал, открывшийся в 1869 году, оказал огромное влияние на всю мировую торговлю. В Египет устремились тысячи мигрантов из европейских стран, чтобы улучшить свое материальное положение, и евреи тоже понимали, что Египет был страной новых возможностей: они в основном прибывали из стран Средиземноморья, таких как Греция, Италия и Турция. Обрели дом в Египте также иракские и сирийские евреи из Дамаска и Алеппо, оседали йеменские, останавливавшиеся по пути в Палестину, оставались бежавшие от погромов российские…

Во время Первой мировой войны турецкие власти изгоняли еврейских жителей из Эрец Исраэль, в результате чего многие из них оказывались в египетской Александрии. Профессор Арье Шлозберг, возглавляющий тель-авивский Центр изучения еврейского наследия Египта, родился в этом городе и прожил первые двадцать лет своей жизни. В 1910 году его бабушка и дедушка уехали из России в Эрец Исраэль, в Неве-Цедек, где родилась его мать и откуда в 1915 году они были изгнаны турками в Александрию.

В сороковые годы в Александрии проживало 35 тысяч евреев — 10 процентов населения города. Среди тех, кто оказался в здесь, было много ашкеназов. «В Александрии не важно было, ашкеназ ты или сефард. На это стали обращать внимание только в Израиле», — рассказывает Шлозберг, отмечая, что в Каире был даже идишский театр. И тогда Шлозберги не теряли связь с Эрец Исраэль, куда дважды в год они отправлялись на поезде. «Я вырос в семье, где говорили на иврите, — говорит профессор. — Мой отец, врач в дивизии генерала Аленби, говорил на девяти языках. Поскольку Александрия была космополитическим городом, каждый знал как минимум три языка».

Около 95 процентов еврейского населения Египта концентрировалось в Каире и Александрии, остальные были рассредоточены в Порт-Саиде и других городах. Большинство евреев представляли средний класс и обладали влиянием в правительственных и деловых кругах страны. С началом индустриализации евреи начали переезжать из деревень в города. «Евреи в Египте прошли через модернизацию и секуляризацию, как и в Западной Европе, — объясняет Илан. — Хотя модернизация докатилась и до других мест, в Египте процесс секуляризации протекал быстрее и основательнее, чем где бы то ни было. К концу девятнадцатого века многие евреи не знали иврита». Кроме того, начиная с XVIII века, большинство раввинов в стране не были уроженцами Египта. «Все главные раввины были привозными, — говорит Илан. — Местное население не смогло обзавестись собственными духовными лидерами из-за слабой организованности общины».

Антисемитские гонения в Египте начались после образования по соседству в 1948 году Государства Израиль. А после Синайской кампании 1956 года из страны были изгнаны не только британские и французские граждане, но и большинство египетских евреев, у которых вообще не было никакого гражданства. Сегодня в этой североафриканской стране проживает около ста евреев, тогда как в 1948 году община насчитывала 75 – 100 тысяч человек. Подавляющее большинство египетских евреев перебралось в Израиль.

«Песах для египетских евреев в Израиле — это символ приспосабливаемости друг к другу, — говорит президент Союза евреев Египта Арье Охана. — Мы привыкли приспосабливаться к любому окружению. Наши дети женятся на евреях любого происхождения, и наш Седер отражает это». Недавно Охана помогал внукам писать школьное сочинение о своих корнях: «Точно так же, как Агада рассказывает историю исраэлитов и Исхода, мои внуки слушают мою историю о том, как евреи жили в Египте и уезжали оттуда».

Станислав Шустерман

{* *}