Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.04.2007
Несколько дней назад посол Израиля в Сенегале Гидон Бахар приехал в островное государство Кабо-Верде, расположенное в северной части Атлантики. Население этой крошечной страны насчитывает приблизительно полмиллиона человек и состоит как из африканцев, так и из европейцев. Посол явился сюда по делам — вручить президенту этой республики верительную грамоту. Каково же было его удивление, когда он узнал, что у одной из местных жительниц, юной Кати Бен-Шимол, еврейские корни. И не только у нее…
Евреи начали заселять остров еще в 1460 году. После прибытия первых евреев, изгнанных из Португалии, была основана столица страны, город Ривьера-Гранде. С тех пор евреи стали играть значительную роль в развитии таких важных на Кабо-Верде отраслей, как выращивание сахарного тростника, торговля шерстью и промышленными товарами. В 1800-х годах остров становится средоточием угледобывающей промышленности. Многие американские и европейские кампании начинают исследования здешних месторождений. Среди прибывающих на остров промышленников были и евреи, которые, однако, были вынуждены довольствоваться здесь положением граждан «второго сорта», поскольку в Северной Африке доминировал ислам. Закрепилась на Кабо-Верде и небольшая община евреев из Марокко, основавшая колонии на островах Сантьяго, Сан-Висенти и Санту-Антан. Впоследствии община постепенно теряла своих членов, покидавших страну и во второй половине ХХ века окончательно переселившихся в Израиль.
Свидетельством многовекового еврейского присутсвия на острове сегодня служат распространенные здесь еврейские фамилии — Коэн, Леви, Бен-Шимол и Ферерра, а также еврейские кладбища и даже деревня под названием Синагога. Многие потомки еврейских иммигрантов хорошо осведомлены о своем происхождении и гордятся им.
Одновременно с израильским послом в страну приехал доктор Хосе Тристан, испанский еврей. Целью его поездки было прооперировать два десятка местных детей с врожденными дефектами лица. Навестить их пригласили и израильского дипломата, и в больнице он познакомился с 17-летней Катей Бен-Шимол, предком которой, как выяснилось, был марокканский еврей Шломо Бен-Шимол, переехавший в Кабо-Верде в XIX веке. В разговоре с послом девочка призналась, что интересуется иудаизмом, и с гордостью продемонстрировала свою записную книжку, в которой на португальском языке записала свою генеалогическую историю. Показала Катя и фотографии своих предков. На одном из снимков был запечатлен надгробный камень с могилы основателя семьи, скончавшегося в 1904 году.
Общение с девушкой так растрогало посла и доктора, что они немедленно направились на поиски могилы Бен-Шимола и вскоре нашли ее среди высоких базальтовых гор в центре острова Сантьяго. «По нему, наверное, и Кадиш никогда не читали», — со вздохом заметил доктор Тристан. И посол Бахар прочел Кадиш над одинокой могилой.
Станислав Шустерман