Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.07.2007
Обнародованные в пятницу секретные документы доказывают, что таинственные убийства двух евреев, совершенные в 1923 году на улицах Дублина, были частью антисемитской вендетты армейских офицеров, сообщает AFP. Оба преступления произошли в двухнедельный период и породили волну слухов о намечающемся погроме. Нужно ли говорить о том, что маленькой еврейской общине ирландской столицы, многие члены которой достаточно натерпелись подобного в Восточной Европе, пришлось пережить немало тревожных дней. Наказания за совершенные преступления, однако, так никто и не понес, да и мотивы неизвестных убийц так и остались невыясненными.
Как следует из содержания переданных государственному архивному департаменту правительственных документов, главными подозреваемыми в совершении этих преступлений являлись офицеры армии, которые позже сбежали в Мексику и Соединенные Штаты.
По мнению представителей полиции, зачинщиком расправ был Джеймс Патрик Конрой, служивший на командной должности в одном из армейских подразделений, вскоре после освобождения Ирландии от британской колониальной зависимости. А поводом к вендетте, как отмечается в одном из документов по данному делу, вполне могла стать жалоба подруги Конроя на якобы оскорбившего ее еврея-дантиста.
31 октября 1923 года в центре Дублина был застрелен 42-летний ювелир из Манчестера Бернард Голдберг — трое неизвестных мужчин остановили Голдберга и его брата Самуэля и потребовали назвать имена. А 14 ноября убили 24-летнего Эммануэля (Эрнеста) Кана, возвращавшегося домой в еврейских квартал. Его спутник, Дэвид Миллер, был ранен. Он и рассказал полицейским, что его и Кана остановили на улице двое и в грубой форме потребовали назвать имена и вероисповедание, а когда евреи попытались уйти, открыли по ним огонь.
Спустя шесть недель полиция арестовала первого подозреваемого — дублинца Ральфа Лаффана. Он был привлечен к суду по обвинению в убийстве Кана, но был признан невиновным. Освободившись под залог и не дожидаясь надвигавшегося судебного разбирательства по делу Миллера, он сбежал в Мексику, к своему ранее перебравшемуся туда брату Фрэду, армейскому капитану. Лаффан признался, что Кана порешили его брат и Конрой, а родственное сходство ввело в заблуждение опознавшего его свидетеля…
В 1932 году Джеймс Патрик Конрой вернулся в Ирландию и попытался получить пособие для военнослужащих. Полиция рассматривала возможность обвинения его в убийстве, но поскольку Миллер так и не смог опознать второго стрелявшего, улик для обвинения оказалось недостаточно. А портрет Кана висит на стене дублинского еврейского музея, куратор которого, Рафаэль Саев считает, что обнародованные архивные документы «очень помогли» в раскрытии тайны давних убийств.
Ольга Лешукова