Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.08.2007
В своей новой книге «Оркестр Третьего рейха» канадский историк Миша Астер рассказывает об истории Берлинского филармонического оркестра, который в годы гитлеровского правления был послушным орудием пропаганды национал-социализма, пишет «The Independent». Нацистская партия и нуждающийся в деньгах творческий коллектив заключили своего рода союз: филармонию обеспечили деньгами и гарантировали безопасность, а Рейх получил новый флагман своей культуры.
Берлинский оркестр родился как независимое предприятие, которым владели сами музыканты, однако во времена депрессии, пришедшейся на конец 20-х – начало 30-х годов, залез в долги и еще до прихода к власти Гитлера был вынужден просить субсидий у государства. Когда в 1933 году на выборах в Рейхстаг выиграла нацистская партия, министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс, который, как и Гитлер, был большим поклонником музыки, быстро смекнул, что коллектив «созрел» для поддержки правящего режима. Так нацисты просто купили музыкантов, превратив их в наемных служащих. «Соглашение, заключенное с нацистским режимом, стало результатом ужасной финансовой ситуации, в которой находился оркестр начиная с середины 20-х годов, некоторого чувства превосходства со стороны коллектива оркестра и особенностей понимания Геббельсом процесса проведения культурной пропаганды», — пишет Астер.
Сделка позволила филармонии оставить у себя такого известного дирижера, как Вильгельм Фуртвенглер, и таким образом удержать за собой славу самого элитного немецкого оркестра. «Это симптоматично и для той страны, которой стала Германия, и для нового немецкого общества как такового», — рассуждает канадский историк.
В обязанности филармонического оркестра входили, помимо прочего, трехдневные выступления по случаю дня рождения фюрера, а также обязательные концерты для некоторых нацистских организаций, в частности молодежной. Во владении коллектива оставались старинные струнные инструменты, многим из которых было более двухсот лет. Исключительной привилегией стало освобождение музыкантов от службы в армии, что позволило филармонии работать почти до самого окончания войны. Фуртвенглер использовал свое влияние для того, чтобы защитить четырех еврейских музыкантов. Тем не менее, все они, включая ведущего скрипача Шимона Голдберга, покинули Германию через два года после установления фашистского режима, когда антисемитские преследования стали невыносимыми.
В Германии работа Астера встретила очень теплый прием. «Странно, что книга Миши Астера не появилась раньше», — писал в своей рецензии Вульф Лепени из «Die Welt». Сам же автор столь позднюю публикацию объясняет тем, что с 1955 по 1989 годы Берлинской филармонией управлял Герберт фон Караян, состоявший в НСДАП начиная с 30-х годов и отстраненный после войны от дирижерской работы. По словам Астера, во времена пребывания фон Караяна на данном посту темы, затрагивающие эпоху нацистского правления, «не приветствовались».
Ольга Лешукова