Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.11.2007
В нижней части города Ресифи штата Пернамбуко на северо-восточном побережье Бразилии, в соседстве с суетой близлежащих кафе, находится сокровище еврейской истории Нового света – самая старая синагога Америки.
Сефардские евреи построили двухэтажную синагогу «Кахал Цур Исраэль» до 1641 года – вероятно, в 1636-м, в период религиозной свободы, когда голландцы руководили северо-восточным регионом с 1630 по 1654 годы, контролируя производство сахара.
Еврейская община Миквы на острове Кюрасао, одном из Антильских островов, принадлежащих Нидерландам, долгое время считалась первой общиной в Америке. Но основана она была только в 1651 году, также сефардскими евреями из Голландии.
Располагаясь в самой большой в мире католической стране, чье самое известное изображение – статуя Иисуса в Рио-де-Жанейро, синагога в Ресифи стала важным символом в еврейском наследии Бразилии.
Используя старые карты, археологи в ходе раскопок обнаружили остатки синагоги, в том числе подлинный микве – резервуар для ритуальных омовений – на глубине шести пластов земли. Восстановленная синагога была вновь открыта в 2001 году. С тех пор она стала одним из главнейших мест для посещения местных туристов, а ее архивы привлекают большое количество бразильских и иностранных историков. Их исследования постепенно выявляют важную роль евреев в раннем бразильском обществе.
«Это ставит под вопрос стереотипную точку зрения, что культура Бразилии была основана на слиянии трёх культур – португальской, индейской и африканской, — говорит Таня Кауфман, глава Еврейского исторического архива в Ресифи. — Теперь мы знаем, что евреи приняли самое активное участие в культурном рождении Бразилии».
Исторические документы Бразилии и Амстердама подтверждают, что евреи помогали основать сахарное производство, строить дороги, мосты, систему канализации на северо-востоке. Многие, однако, наживали деньги на продаже рабов.
На пике своего развития в 1645 году еврейская община Ресифи насчитывала 1630 человек, как и процветающая община Амстердама, согласно трудам голландского историка Франца Леонарда Схалвайка. «Господство евреев в экономических делах порождало недовольство [со стороны католиков и протестантов], — писал он в своей книге «Церковь и государство в голландской Бразилии».
Когда в 1654 году руководство голландцев завершилось, евреи были изгнаны, убиты или вынуждены прятаться в результате мер, принятых римской католической инквизицией. Одна из групп из Ресифи противостояла штормам и пиратам и достигла берегов современного Нью-Йорка, где была образована первая еврейская община в Северной Америке, названная «Shearith Israel». Выставка 2004-2005 годов под названием «Пернамбуко, Бразилия – ворота в Нью-Йорк» в Центре еврейской истории в США вызвала много интереса, вспоминает Кауфман.
Восстановленная синагога и возрожденный интерес к наследию предков усиливает своеобразие еврейской общины Ресифи, которая сократилась более чем в два раза до 300 семей за последние два десятилетия, так как многие уехали в большие города.
В 2005 году в Ресифи прибыл первый с 1654 года постоянный раввин. В Ресифи четыре синагоги, но многие евреи предпочитают праздновать свадьбы и бармицву в синагоге «Кахал Цур Исраэль» из-за ее символичности. «Это большой повод для гордости», — говорит Иван Кельнер, президент Еврейской федерации штата Пернамбуко.
Синагога также является центром культурного возрождения. Каждый год в ноябре еврейский фестиваль, предлагающий танцы, кино и угощения, привлекает около 20 000 посетителей. «Синагога – символ возрождения еврейской культуры, она делает нашу общину более активной»,— сказал Денис Шнейдер, хореограф, руководящий группой фольклорного еврейского танца в Ресифи.
Анастасия Хорохонова