Top.Mail.Ru

Евреи Поздней Античности

03.04.2008

В 1883 году Эрнест де Прудом, капитан французской армии, стоявшей в завоеванном Тунисе, копаясь в саду, почувствовал, что вместо очередного кома земли клинок лопаты наткнулся на что-то непривычно твердое. Этот день офицер должен был запомнить на всю жизнь: как выяснилось впоследствии, Прудому удалось обнаружить мозаику периода поздней античности, выложенную на полу древнего еврейского храма.

На мозаике VI века были изображены две меноры, а между ними странная латинская надпись: «Юлиана выстлала святую синагогу в Наро по своему решению и на собственные средства». Сразу стоит заметить, что в эпоху поздней античности законы иудаизма ограничивали женщин только участием в ритуальных обрядах. Это расхождение между древними текстами и обнаруженной мозаикой некоей покровительницы храма Юлианы до сих пор озадачивают исследователей.

Рим правил в Северной Африке в VI веке и римский закон запрещал евреям строительство или ремонт синагог. Ученые утверждают, что за его соблюдением не особенно следили и многие синагоги того периода процветали.

Элементы мозаики, найденной Прудомом на месте древнего города Наро (сейчас Хаммам-Лиф), недавно были представлены на выставке «Райское древо: еврейская мозаика времен римской империи». Это один из самых загадочных экспонатов Музея искусства Макмаллена при Бостонском колледже. Показ был организован Бруклинским музеем, который получил коллекцию Прудома в 1905 году.

Выставка «Райское древо» рассказывает о жизни римской еврейской диаспоры и отношениях между евреями, христианами и язычниками в последние столетия существования Римской империи. С того времени как Прудом нашел этот артефакт, археологи обнаружили свидетельства существования около ста синагог в бассейне Средиземного моря, датированные 220-770 годами.

Сослуживец Прудома, капрал Пеко, сделал акварельную зарисовку пола главного святилища синагоги в Наро. Когда Прудом покинул Францию, он забрал с собой 25 элементов мозаики, 21 из них сейчас находится в Бруклинском музее, местонахождение остальных же неизвестно. Для выставки «Райское древо» зарисовка Пеко была увеличена до реального размера пола синагоги.

Многие части мозаики содержат изображения символических предметов. Кроме менор на них выложены корзины с хлебом и фруктами, которые могут иметь разное значение для евреев и для язычников. Для последних они символизировали земное плодородие. Для евреев они могли быть приношениями в Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами несколько веков ранее.

Три впечатляющих мозаичных панели остались от секции, изображающей мироздание: большая рыба, дельфин и утка. На зарисовке Пеко изо рта рыбы и дельфина тянутся веревки, очевидно, означающие, что эти животные были пойманы и могли по еврейской традиции быть полезны, когда придет Мошиах.

В коллекции Прудома также присутствовали мозаики, которых нет на рисунке Пеко. Одна из них изображает нелепую гиену и, скорее всего, является подделкой XIX века. Другие датируются 1 и 2 веками и представляют изображение смелой римлянки с копьем и в шлеме, олицетворяющей римское государство. Что делает эта фигура на еврейской мозаике? По мнению ученых, эта мозаика доказывает, что евреи Наро увлекались римской иконографией, несмотря на запреты раввинов в отношении языческой религии.

На выставке также представлены около 40 дополнительных экспонатов. Некоторые из них, например, мраморный бюст мужчины с благородным и решительным лицом (69-70 годы) относится к истории иудаизма в Римской империи. Судя по всему, бюст изображает императора Веспасиана, который подавил еврейское восстание в Иудее, а его сын Тит завоевал Иерусалим в 70 году.

Также несомненный интерес представляет «Торс Диониса» (2-3 века), исполненный в римском стиле и, возможно, скопированный с греческого оригинала. Публичная нагота, характерная для языческого Рима, была неприемлема для евреев, которые следовали библейскому запрету прилюдного обнажения.

Множество экспонатов выставки позволяют пролить свет на историю иудаизма в Римской империи и представляют свидетельства взаимодействия еврейской и римской культур того периода.

Роберт Берг

{* *}