Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.09.2008
На следующей неделе в Израиле состоится встреча главного раввина России Берла Лазара и бывшего главного ашкеназского раввина Израиля Исраэля Меира Лау. Во встрече также примут участие родственники Федора Михальченко — солдата Красной армии, спасшего раввина Лау, который во время Второй мировой войны был заключенным концлагеря Бухенвальд.
Долгое время раввин Исраэль Меир Лау разыскивал своего спасителя, но поиски затруднялись тем, что он не помнил фамилии своего «ангела-хранителя». В мае 1989 года, еще до установления дипломатических отношений между Израилем и СССР, раввин Лау посетил Москву в составе неофициальной делегации. На встрече с Михаилом Горбачевым и Николаем Рыжковым он попросил генсека разыскать Федора из Ростова — других сведений о спасителе у раввина не было. Уже на следующий день ему в гостиницу принесли газету «Известия» с объявлением о розыске Федора. Прошло почти 20 лет, но уроженец Ростова так и не объявился.
Только в июне этого года раввин узнал из новостей радиостанции «Коль Исраэль», что американские и английские историки нашли в немецких списках узников Бухенвальда фамилию его спасителя — им оказался Федор Михальченко. К сожалению, раввину Исраэлю Меиру Лау и Федору Михальченко так и не суждено было встретиться вновь — в 2006 году Федор ушел из жизни.
Однако, благодаря активной поисковой деятельности еврейской общины России, удалось разыскать семью покойного героя, в которой хранилась видеокассета, содержащая речь Федора Михальченко с рассказом о том, как освобождался Бухенвальд, и как он помог восьмилетнему еврейскому мальчику. Эта запись было сделана во время поездки ветерана в концлагерь, где и познакомились советский военнопленный Федор Михальченко и будущий главный раввин Израиля Исраэль Меир Лау.
Биографическая справка об Исраэле Меире Лау:
Исраэль Меир Лау родился в 1937 году в потомственной раввинской семье в городе Петркув-Трыбунальски (Польша). После оккупации германской армией Польши в 1939 году их семья попала в гетто. Лау-отец работал на стеклодувной фабрике, а после работы помогал матери, руководившей созданной в гетто кухней. В ноябре 1943 года гетто было ликвидировано. Мать Лау была депортирована в концентрационный лагерь Равенсбрюк. Лау вместе со старшим братом Нафтали был отправлен в рабочий лагерь в Ченстохове. В 1944 году братьев Лау депортировали в концентрационный лагерь Бухенвальд. Лау приняли за поляка и перевели из еврейской части лагеря в отделение, где находились русские военнопленные, один из которых делился с ним пищей. В апреле 1945 года Бухенвальд был освобожден, причем Лау был самым молодым из заключенных концлагеря.
В 1993–2003 годах Лау был главным ашкеназским раввином Израиля. С 1993 года он занимал также пост председателя Верховного раввинского суда. В качестве главного ашкеназского раввина он неоднократно призывал правительство Израиля и Еврейское агентство приложить усилия для сохранения еврейской идентичности в диаспоре, особенно среди молодежи. Лау стремился преодолеть отчуждение между светскими и религиозными евреями, между течениями в ортодоксальном иудаизме, между сторонниками национально-религиозного лагеря и ультраортодоксами.
Значительна его роль в улучшении отношений между иудаизмом и христианством; он неоднократно встречался с папой Иоанном Павлом II, с которым его связывали дружеские отношения, с представителями духовенства различных конфессий, участвовал в межконфессиональных конференциях.
В 1978 году он опубликовал книгу «Яхадут, халаха ле-маасе» («Практика иудаизма»), которая несколько раз переиздавалась, была переведена на шесть языков, в том числе и на русский.
В 2005 году Исраэль Меир Лау опубликовал воспоминания «Ал тишлах ядха эл ха-наар» («Не поднимай руки на ребенка»), где подробно рассказал о годах, проведенных в гетто и концлагере.
В 2005 году Лау была присуждена Государственная премия Израиля за государственную и общественную деятельность.