Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.07.2009
В Польше вышли новые серии комиксов о жизни и судьбах заключенных концлагеря Освенцим. Авторы идеи надеются, что их произведение, в доступной форме повествующее о тех трагических событиях, заинтересует подростающее поколение.
Возможно, происходившее в Освенциме, одном из самых страшных нацистских лагерей, покажется кому-то неподходящим сюжетом для комикса. Создатели книг Бита Клос и Яцек Лех признаилсь, что обдумывали идею много лет, и намернно выбрали такой формат: книга на 40 страницах с рисунками и короткими подписями под ними.
«Мы считаем, что молодым людям редко рассказывают об истории концлагерей, и еще реже рассказывают так, чтобы их заинтересовать», — говорит Клос.
Рисунки сборника «Истории Освенцима», порой реалистично жестокие, иллюстрируют реальные события, восстановленные по документальным источниками или со слов очевидцев. Книга не рекомендована к прочтению детям и подросткам до 16 лет.
Один из сюжетов, положенных в основу комикса, стал легендой лагеря смерти. Это история любви двух заключенных Освенцима — поляка Эдварда Галински по прозвищу Эдек, попавшего в лагерь в чилсе первых узников в 1940 году, и Мали Зиметаум, польской еврейки, которую арестовали в Бельгии и отправили в Освенцим в 1942 году. Благодаря хорошему знанию иностранных языков Маля избежала гибели в газовых камерах и даже получила в лагере «претсижную» работу. Третье действующее лицо комикса — офицер СС Эдвард Любуш, выросший в Польше этнический немец. 24 июня 1944 года он помог паре бежать. Но уже через 12 дней влюбленных поймали и приговорили к смертной казни. Мале к тому моменту исполнилось 26 лет, а Эдеку был всего 21. Перед самой казнью Маля окровавленной рукой залепила своему палачу пощечину, а Эдек, вместо того, чтобы покорно ждать повешения, самостоятельно сунул голову в петлю и подпрыгнул.
«Все истории в книге целиком основаны на подлинных фактах. Авторы собрали множество свидетельств очевидцев, — говорит директор Музея бывшего концлагеря Освенцим Петр Цивински. — Семьдесят процентов посетителей нашего музея — молодые люди. Но вряд ли их можно заинтересовать толстыми историческими трудами».
Сбоники комиксов «Истории Освенцима» на английском и польском языках вышли двухтясчным тиражом.
Артем Лукин