Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.07.2009
Трудно предсказать, какую реакцию публики вызовет новый фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», но вряд ли его ждет скандальная слава «Страстей Христовых» Мела Гибсона или «Мюнхена» Стивена Спилберга, пишет The Jerusalem Post.
Названный «новым шедевром» мастера, фильм, тем не менее, повторяет узнаваемые режиссерские приемы: стилизованные диалоги, наполненные цитатами из предыдущих тарантиновских работ, и обилие кровавых сцен.
Но если действие «Криминального чтива», «Бешеных псов» или «Убить Билла» чаще всего разворачивалось в Лос-Анджелесе и обыгрывало судьбы придуманных персонажей, то «Бесславные ублюдки» переносят поклонников оскароносного режиссера в некое подобие исторической реальности: на территорию оккупированной нацистами Франции времен Второй Мировой войны.
«Довольно странно, что Тарантино взялся за эту тему. Этого от него никто не ожидал», — говорит Лоуренс Барон, профессор истории из Калифорнийского университета, который подробно исследовал фильм и тему Холокоста в нем. За последнее десятилетие в прокат выходило несколько картин, вызвавших полемику в еврейском мире. Войдут ли «Ублюдки» Тарантино в их число?
Фильм рассматривает одно из главных противостояний Второй Мировой войны — борьбу нацистов с еврейским народом — с неожиданного и довольно фантастического ракурса. Бойцы вымышленного формирования евреев под командованием нееврея (Брэд Питт) охотятся за фашистами, чтобы учинить над ними жестокую расправу.
Первые кадры официального трейлера «Бесславных ублюдков» изображают пятна пролитой крови и написанную поверх фразу «Дело было...», и продолжение — «...в оккупированной фашистами Франции». «Каждый боец должен мне лично сотню немецких скальпов. И я их жду», — говорит своим солдатам герой Брэда Питта, лейтенант Альдо Рейн.
Несмотря на то, что официальная премьера «Бесславных ублюдков» уже состоялась на Каннском фестивале в мае, некоторые подробности сюжета остаются неизвестными. Ходят даже неподтвержденные слухи, что режиссер после каннской премьеры внес изменения в картину. Очевидно одно: Тарантино довольно непочтительно обошелся с исторической действительностью: в его ленте еврейские борцы за справедливость вырезают свастики на лбу у нацистов.
Однако в отличие от нашумевших сканадлов по поводу выхода «Страстей Христовых» и «Мюнхена», еврейские орагнизации на удивление спокойно отреагировали на новую работу Тарантино. Представители некоторых из них — например, Антидиффамационной лиги — отказались от комментариев, сославшись на то, что еще не видели ленты. Для сравнения, за несколько месяцев до выхода «Страстей Христовых» члены Лиги публично выражали желание ознакомиться с фильмом, опасясь, что картина «разжигает латентный антисемтитзм» и представляет евреев «кровожадными».
По словам другого ярого критика гибсоновских «Страстей», представителя Центра Симона Визенталя Марвина Хера, все дело в режиссерском подходе к сюжету. Большинство зрителей воспринимали «Страсти Христовы» как трактовку исторической реальности, говорит Марвин Хер, а Тарантино не претендует на серьезность и достоверность.
«Если бы я счел кино разжигающим ненависть, то обязательно высказался бы», — говорит он, подчеркивая, что еще тоже не смотрел «Ублюдков».
По мнению Лоуренса Барона, тарантиновская лента является попыткой рассказать о событиях Холокоста в непривычном, пародийном стиле. Это тенденция не нова, объясняет Лоуренс: в 1960 -70-х годах был выпущен целый ряд подобных боевкиов, в основном итальянского производства. «Холокост стал обобщенным образом зла, который может быть кинематографически обыгран в разных жанрах», — полагает Лоурнес.
Марвин Хер, обладатель двух Оскаров за документальные фильмы, соглашается, что такой подход может нести позитивный смысл: «Если Холокост научил только борьбе, это значит, что мы просто мясо на скотобойне, — говорит он. — Каждый имеет право на вымысел. Ведь если изъять вымысел из Голливуда и кинематографа вообще, то просто будет нечего смотреть».
Яна Савельева