Top.Mail.Ru

Литовские корни африканских евреев

07.01.2010

В октябре прошлого года в Каунасе проходило художественное бьеннале. Свои работы представили художники из ЮАР, предки которых были еврейскими эмигрантами из Литвы, — Ида Уолт и Шерил Румбак.

Художники посетили Девятый форт — место, в котором 28 октября 1941 года нацисты расстреляли 10 тысяч узников Каунасского гетто. Выступившие на траурной церемонии гости из Южной Африки рассказали, что среди жертв Каунасского гетто есть и их родственники. А сами они появились на свет только потому, что их предки успели иммигрировать из Литвы. В период 1880-1935 годов около 40 тысяч литовских евреев переселились в Южную Африку. Большинство современного еврейского населения ЮАР является потомками литваков. Уникальная культура литовских евреев, практически полностью уничтоженная Холокостом, в значительной степени сохранилась именно в ЮАР.

Впервые оказавшись в Каунасе, Ида Уолт немало времени уделила знакомству с еврейской историей города. Она узнала, что накануне нацистской оккупации в 1941 году примерно 40 тысяч из четверти миллиона литовских евреев жили в Ковно, и лишь четыре процента из них пережили Холокост. «Меня неприятно поразило то, что в городе не сохранилось почти никаких следов многовекового пребывания в нем значительной еврейской общины, — делится Уолт. — Мне хотелось закричать: где евреи?»

При правительстве Литвы действует комиссия по расследованию ущерба, нанесенного стране в период нацистской оккупации и во время советской власти. Местные историки, освободившиеся от советского идеологического диктата, уделяют значительное внимание Холокосту на территории Литвы. «Интеграция литовской культуры в европейскую возможна только через признание того факта, что за Холокост в Литве несут ответственность не только нацисты, но и местное население, — заявил глава комиссии и один из лидеров еврейской общины Литвы Эммануэлис Зингерис. — Однако признать нелицеприятные факты собственной истории довольно тяжело. Многие литовцы до сих пор не готовы к этому».

Художники из ЮАР предложили литовцам воспользоваться опытом действующей в их стране комиссии по увековечению памяти жертв режима апартеида.

Уолт и Румбак почерпнули много интересного из рассказов своего гида, Годы Волбикайте, докторанта кафедры литературы идиш Вильнюсского университета.

Волбикайте рассказывает, что недавно прочитала роман еврейского писателя Григория Кановича, описывающий жизнь еврейского местечка Яново. «Раньше я думала, что знаю об этом городке все. Ведь там живут мои дедушка и бабушка. Однако сейчас там ничего не напоминает о еврейском наследии. Куда же, интересно, все это подевалось?»

Года Волбикайте решила заняться увековечением еврейского наследия Литвы. С помощью директора расположенного в Каунасе музея Тиунэ Сугихары (японского дипломата, спасшего во время войны несколько тысяч евреев), Симона Давидовича, она составила карту еврейских достопримечательностей города. В результате возник проект экспозиции, посвященной судьбе литовского еврейства в эпоху Холокоста, с которой смогли познакомиться посетители бьеннале.

В экспозиции представлена подробная карта, на которую нанесены места расправы с литовскими евреями с указанием числа жертв в каждом из них. Зрители могут увидеть личные вещи жертв: расчески, ключи, меноры и тфилин. Часть экспонатов предоставили Центр мультикультурализма, расположенный в бывшей синагоге города Кедайняй, и Музей Сугихары в Каунасе. В числе других экспонатов посетители могли познакомиться с телефонным справочником Каунаса 1939 года. Обилие в справочнике еврейских фамилий заставило одного из посетителей обвинить организаторов в том, что экспонат был ими сфабрикован.

Инсталляция, подготовленная усилиями Иды Уолт, Шерил Румбак, Годы Волбикайте и Симона Давидовича призвана навести мосты между Литвой и Южной Африкой — ведь богатейшее культурное наследие евреев-литваков не сгинуло безвозвратно в гетто Вильно и Ковно, но (по крайней мере частично) перенеслось в Йоханнесбург и Кейптаун.

Николай Лебедев

{* *}