Top.Mail.Ru

Кузгунджук хранит евреев

15.01.2010

Большинство турецких евреев издавна жили в Стамбуле, районом их наибольшей концентрации стал старинный квартал Кузгунджук в азиатской части города. Корреспондент германской радиостанции Suedwestrundfunk Филиз Кюкреколь побывала в старинном еврейском квартале Стамбула и познакомилась с культурным наследием турецких евреев.

В большинстве своем турецкие евреи — сефарды, потомки выходцев из Испании и Португалии, изгнанных с Пиренейского полуострова в конце XV века. До сегодняшнего дня они сохранили свой язык — ладино — который примерно в той же мере близок к испанскому, как язык идиш — к немецкому. Большинство турецких евреев издавна жили в Стамбуле, районом их наибольшей концентрации стал старинный квартал Кузгунджук в азиатской части города.

Кугунджук — это настоящий оазис: замкнутый и очень тихий мирок на фоне многомиллионного мегаполиса. Квартал всегда отличался религиозной терпимостью. Звон колоколов православной церкви не мешает призывам муэдзина с минарета и пению кантора в синагоге.

Беки, одна из прихожанок синагоги, рассказывает о своей семье: «У меня трое детей. Сыну 30 лет, дочерям-двойняшкам — по 26. Сын женат, одна из дочерей замужем, они хорошо устроены, вот только на ладино не говорят, к сожалению. Мы, турецкие евреи, хоть нас в стране осталось сравнительно немного, сохраняем верность своей религии, своим традициям, очень редко вступаем в смешанные браки. Вот только наш язык молодежь забывает». Всего в мире на ладино говорят максимум 150 тысяч человек: около 100 тысяч в Израиле, 12-15 тысяч в Турции, 3-4 тысячи в Греции, еще небольшое количество — в Сербии, Боснии и Герцеговине, Болгарии, Бельгии, Нидерландах и США.

Стамбул — одно из немногих мест на планете, где позиции ладино еще довольно сильны. Рассказывает вице-президент Центрального совета евреев Турции Роберт Абадура: «Большинство евреев, которые в настоящее время живут в Стамбуле, являются потомками сефардов, изгнанных в 1492 году из Испании. В Стамбуле живут примерно 20 тысяч евреев, а всего в Турции — 23 тысячи. Из 20 тысяч стамбульских евреев 19 — носители ладино или их потомки».

Однако евреи жили в Турции и до появления изгнанников из Испании. Когда султан Мехмед в 1453 году захвватил город, в нем уже существовала еврейская община. В курортной Анталье евреи появились как минимум 1700 лет назад. Вскоре после провозглашения независимости Государства Израиль большая часть 80-тысячной еврейской общины репатриировалась на историческую родину. Оставшиеся называют себя патриотами Турции. Вот что вспоминает старожил общины по имени Арон: «К сожалению, сейчас времена уже не те, что прежде. Раньше мы жили с нашими мусульманскими соседями душа в душу. Турки, армяне, евреи и греки вместе отмечали все праздники. Помню, в Рамадан мы ходили от двери к двери, и везде нам давали конфеты, халву, рахат-лукум и другие сладости. Когда же наступал Песах, наши мусульманские друзья приходили к нам за мацой».

Старожилы квартала рассказывают, что стремились воспитать детей в еврейских традициях, однако признают, что не очень в этом преуспели. Иврит молодое поколение турецких евреев знает еще хуже, чем ладино, однако от своих корней они не отрекаются, и в синагоге «Бейт-Яаков» миньян собирается всегда.

Они не хотят говорить о политике — вспомнить что-то приятное трудно. За последнюю четверть века синагога пережила три антисемитские атаки. Раньше двери синагоги были широко распахнуты и любой любопытствующий мог туда зайти. Однако в 1986 году произошел теракт, унесший жизни 23 человек: террористы расстреляли молящихся во время службы.

В 2003 году произошел двойной теракт. Почти одновременно около синагог «Неве Шалом» и «Бейт-Йсраэль» были взорваны два заминированных автомобиля, которыми управляли террористы-смертники. 25 человек погибли, более 300 были ранены. В настоящее время молельный дом тщательно охраняется.

Несмотря ни на что, Роберт Абадура с оптимизмом смотрит в будущее: «Да, мы малочисленное религиозное меньшинство в большой мусульманской стране. И хотя наша община и сокращается, еврейское присутствие в Турции сохранится еще долго».

 

Николай Лебедев

{* *}