Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.03.2010
Евреи начали селиться на территории современной Латвии уже в Средневековье. Эти земли принадлежали Ливонскому ордену, магистр которого, Зигфрид фон Фойхтванген, уже в XIV веке запретил иудеям постоянно проживать на его территории. Рыцари-монахи католического ордена считали евреев врагами, пребывание которых на их земле крайне нежелательно.
300 лет спустя Рига и район Видземе попали под власть Швеции. Король Густав II Адольф запретил евреям приезжать в Видземе и торговать там. В то время евреи могли селиться только в Риге. Там они могли приобретать недвижимость и заниматься торговлей. Эти права сохранились и после того, как Рига оказалась под польским господством. Благодаря этому в город стремились еврейские мигранты из Германии.
Привилегии, дарованные рижским евреям, были взаимовыгодными: польский король поручил евреям сбор налогов пошлин, нередко брал займы у еврейских финансистов. Немецким купцам и ремесленникам не нравилось присутствие в Риге евреев, в которых видели конкурентов.
К началу XVIII века евреям было позволено свободно селиться на всей территории Курляндского герцогства, занимавшего большую часть территории современной Латвии. К концу XVIII века 22 процента населения Митавы (ныне Елгавы), столицы Курляндии, составляли евреи. Вскоре герцогство было присоединено к России, император Павел I даровал курляндским евреям гражданские права.
К середине XIX столетия положение евреев улучшилось. Развитие промышленности и торговли способствовало росту их достатка. Евреи были основными посредниками в товарообороте между городом и деревней. Евреи получили право свободно приобретать недвижимость в Риге, вступать в торговые и ремесленные гильдии. Самые состоятельные евреи учреждали банки и крупные промышленные предприятия, развивали торговлю с заграницей.
Экономические перспективы привлекали в Латвию многочисленных еврейских переселенцев из литовских и белорусских местечек. К началу XX века в Латвии насчитывалось примерно 140 тысяч евреев. В некоторых городах, прежде всего в Режице (Резекне) и Люцине (Лудзе), евреи составляли большинство населения. В Рижском политехническом институте 10 процентов студентов были евреями. Среди относительно многочисленного еврейского пролетариата распространялись революционные идеи. В 1900 году в Риге образовалась ячейка еврейской социал-демократической партии Бунд. В период Первой русской революции 1905-1907 латыши, русские и евреи действовали сообща, чтобы свергнуть самодержавие.
Перед началом Первой мировой войны численность еврейского населения еще заметно выросла за счет притока мигрантов. Благоприятное экономическое положение и нехватка рабочих рук в промышленности привели в страну 30 тысяч новых переселенцев. 21 тысяча евреев насчитывалась тогда в Риге, 68 тысяч в Курземе и 80 тысяч в Латгалии.
После начала Первой мировой войны стали распространяться слухи, что евреи симпатизируют немцам и занимаются шпионажем в их пользу. В результате более половины еврейского населения была выселена из Латвии.
18 ноября 1918 года было провозглашено независимое Латвийское государство, еврейское население получило все гражданские права: выбирать и быть избранными, создавать общественные и политические организации, выпускать собственную прессу.
В последующие годы большая часть депортированных во внутренние области России евреев вернулась в Латвию. Численность еврейского населения Риги достигла 44 тысяч. Среди них было сравнительно мало промышленных рабочих, преобладали ремесленники, торговцы, появилась интеллигенция и крупная буржуазия. Хотя евреи составляли примерно пять процентов населения, им принадлежало около 35 процентов коммерческих предприятий и фирм.
Несмотря на появление состоятельных евреев, которые жили в комфортабельных домах и ездили на автомобилях, большинство еврейского населения пребывало в бедности. В 20-30-е годы начала расти популярность сионизма. Значительная часть еврейской молодежи состояла в молодежных сионистских организациях, многие переселялись в Палестину.
Росло число еврейских школ, во многих из них преподавание велось на иврите. Среди евреев появилось много известных ученых — в первую очередь медик Владимир Минц. В 1934-1941 годах в Риге жил крупнейший историк еврейского народа Семен Дубнов, жизнь которого трагически оборвалась в Рижском гетто.
Страх перед возможностью нацистского вторжения заставил многих латвийских евреев обратить взор на восток. Когда летом 1940 года Красная Армия вступила в Латвию, евреи с восторгом приветствовали ее, не подозревая, что многие из них вскоре окажутся жертвами НКВД.
После присоединения к СССР все еврейские организации были распущены. В мае-июне 1941 года около пяти тысяч евреев были депортированы в Сибирь. Нацисты оккупировали территорию Латвии в первые же дни войны. Лишь 15 тысяч успели эвакуироваться. Почти все оставшиеся стали жертвами Холокоста.
После окончания войны спасшиеся евреи вернулись на родину. В последующие годы сравнительно много евреев из других советских республик поселились в Латвии: их привлекали высокий уровень бытового комфорта и сравнительно низкий уровень антисемитизма. В 70-е годы в Латвии насчитывалось около 40 тысяч евреев, большинство из которых жили в столице республики.
После провозглашения независимости Латвии многие евреи репатриировались в Израиль или эмигрировали на Запад, но многие и остались. В октябре 2009 года в Риге было торжественно открыто отреставрированное здание Хоральной синагоги. Главным раввином Латвии является посланник ХАБАДа Мордехай Глазман.
Николай Лебедев