Top.Mail.Ru

Евреи и апартеид

31.05.2010

В издательстве Университета Брандейса в Бостоне вышла книга израильского историка Гидеона Шимони «Община и совесть: евреи Южной Африки в годы апартеида» (Community and Conscience: The Jews in Apartheid South Africa).

Большинство евреев Южной Африки являются потомками иммигрантов из Литвы, которую они покинули из-за погромов, притеснений и дискриминации. Приехав в Южную Африку, они автоматически превратились в угнетателей: цвет кожи определял их принадлежность к белому меньшинству, управлявшему черным большинством.

Десятки тысяч литовских евреев прибыли в Южную Африку в период 1890-1930 годов. Интересно, почему же они выбрали столь отдаленную и «экзотическую» землю? Согласно гипотезе южноафриканского историка, доктора Ривы Крут, виновником этого стал один инициативный судовладелец, который «рекламировал» Южную Африку среди литваков с целью заполнить пассажирами свои пароходы.

Литваки завезли в Южную Африку сионизм: в течение нескольких десятилетий южноафриканская община лидировала в мире (в пересчете на душу населения) по пожертвованиям на нужды еврейского государства.

Благодаря своему трудолюбию (и не без помощи привилегий, полагавшихся белому населению), евреи добились заметного положения в промышленности, торговле, свободных профессиях. В 1948 году еврейская община была встревожена победой, которую одержала на выборах партия африканеров-националистов (африканеры — это буры, потомки голландских переселенцев, являющиеся, наряду с выходцами из Британии, одной из двух крупнейших белых общин страны). Националистов не без оснований подозревали в антисемитизме, благодаря их усилиям в 30-х годах была значительно ограничена еврейская иммиграция. Многие африканеры испытывали симпатии к нацизму, а министр экономики Эрик Лув из-за своего антисемитизма получил прозвище «южноафриканский Геббельс».

Однако опасения оказались беспочвенными: националисты не пошли на конфликт с евреями, поддержка которых была им необходима. Конечно, в последующие десятилетия без антисемитизма не обходилось. Так, например, в крупнейшей газете, выходившей на языке африкаанс, была постоянная рубрика, в которой печатались карикатуры. Постоянным «героем» рубрики был отталкивающий персонаж по фамилии Гоггенхеймер (ни для кого не являлось секретом, что это намек на семью Оппенгеймер, богатейших южноафриканских промышленников еврейского происхождения).

Еврейские общинные лидеры проводили по отношению к апартеиду очень осторожную политику: было официально заявлено, что у еврейской общины нет никакой официальной позиции по вопросу апартеида. Еще более осторожно вели себя раввины. Одним из исключений стал реформистский раввин Андре Унгар, иммигрант Венгрии. В 1956 году он решительно выступил против апартеида, за что правительство лишило его вида на жительство в стране.

Защищая общину, Гидеон Шимони пишет, что евреи вели себя тихо, опасаясь национализма африканеров. Страх, по его словам, пересилил совесть. Шимони, в то же время, осуждает молодую еврейскую журналистку Клаудию Брауде, которая шесть лет назад обвинила руководство общины в потворстве режиму апартеида. Главным объектом обвинений Брауде стал судья-еврей Перси Ютар, приговоривший Нельсона Манделу к пожизненному заключению. В момент вынесения приговора Ютар был также главой Объединения ортодоксальных иудейских общин Йоханнесбурга.

Двойственность положения южноафриканских евреев в период апартеида заключалась в следующем: они, составляя значительный процент среди крупных предпринимателей, владельцев промышленных предприятий, использовали труд чернокожих. Эксплуатация черных обогащала евреев по крайней мере не в меньшей степени, чем другие группы белых.

С другой стороны, среди тех, кто боролся против режима апартеида, евреи тоже составляли непропорционально высокий процент.

После падения режима апартеида уже минуло 16 лет. Опасения евреев, что они попадут в число первых жертв «черного реванша», оказались необоснованными. Евреи по-прежнему занимают в стране видное положение. ЮАР поддерживает дружественные отношения с Израилем (несмотря на то, что находившийся в 70-80-х годах в подполье Африканский национальный конгресс поддерживал тесные связи с Организацией освобождения Палестины).

Тем не менее евреи, как и все население ЮАР, сталкивается с целым рядом новых проблем, порожденных уже постапартеидной эпохой. Самая актуальная из них — гигантский рост преступности. Рост преступности является главной причиной эмиграции белого (и в том числе еврейского) населения. Еврейская община, насчитывавшая 30 лет назад 120 тысяч человек, сегодня сократилась до 90 тысяч. Приверженность сионизму не заставила евреев репатриироваться в Израиль. Еврейское государство выбирают лишь 15 процентов иммигрантов, остальные перебираются в Австралию, Великобританию и США.

Николай Лебедев

{* *}