Top.Mail.Ru

Капитализм и евреи

25.06.2010

Персонаж пьесы Джона Голсуорси «Верность» бакалейщик Джильмен честно признается, что не любит евреев: «Они чересчур рассудительные, честные, к тому же работают усерднее и лучше всех остальных. Я ничего не имею против евреев, но факт остается фактом — они преуспевают во всем».

Действительно ли евреи обладают особым деловым чутьем? Разгадать природу этого дара попытался историк, преподаватель Католического университета в Вашингтоне Джерри Мюллер, опубликовавший книгу под провокационным названием «Капитализм и евреи».

«Отношения евреев с капитализмом всегда были особыми. Успех в деловой сфере стал для еврейского народа палкой о двух концах. Этот врожденный дар служит поводом для гордости, но при этом вызывает массу неприятностей», — рассуждает Мюллер.

По мнению Мюллера, успех евреев на деловом поприще во многом обусловлен присущими им чертами характера. Эта гипотеза находит подтверждение в феномене целой плеяды блестящих коммерсантов — достаточно вспомнить хотя бы династию Ротшильдов или основателей крупнейшей банковской корпорации Голдмана и Сакса. Учиться и усердно трудиться евреям предписывает Талмуд, пишет Мюллер, делая вывод, что деловой дар является своего рода «культурной особенностью» еврейского народа.

В отличие от христианства, иудейская традиция никогда не стремилась идеализировать аскетизм и бедность, не видела греха в ростовщичестве. В средневековой Европе у евреев не было возможности владеть землей и заниматься торговлей, однако ростовщичество стало их прерогативой, одобренной не только государством, но и церковью. Чтобы защитить ростовщиков-христиан и позволить им вести дела наравне с евреями, французские и английские монархи даже намеренно создали некую юридическую фикцию, благодаря которой христианские ростовщики приравнивались к евреям. Образ алчного еврея прочно закрепился в головах миллионов людей благодаря художественной литературе. Самым ярким примером служит «Венецианский купец» Шекспира. Главный герой пьесы, еврей-ростовщик Шейлок, представлен автором крайне неприятным субъектом.

Успехи еврейских коммерсантов породили массу мифов и сплетен, во многом преувеличенных. Все это привело к бурному росту антисемитизма в мире, достигшему апогея в начале XX века. Стереть антисемитизм с лица земли обещали большевики, однако в результате сами стали преследовать евреев.

Тему двойственного отношения евреев к капитализму рассматривал нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман, прочитавший в 1972 году посвященую этому вопросу лекцию. Фридман был убежден в том, что капитализм для евреев являлся абсолютным добром. С этим утверждением соглашается Мюллер, подвергая при этом сомнению обобщение нобелевского лауреата, согласно которому евреи, не понимая собственной выгоды, боролись целое столетие против капитализма. Увлечение евреев социализмом было мимолетным, пишет автор, отмечая куда более прочную связь евреев с ценностями рыночной экономики.

В современном мире деловые способности — не проклятие, а благословение, уверен Мюллер.

Михаил Завадский

{* *}