Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
24.11.2010
По разрешению местных властей на одном из холмов индонезийского города Манадо с недавних пор возвышается 19-метровый монумент в форме меноры. Шесть лет лет назад на средства городского муниципалитета в Манадо была реконструирована старая синагога.
Город Манадо, расположенный на севере Индонезии, издавна считается «оплотом христианства». При этом малочисленная еврейская община, состоящая из потомков выходцев из Голландии, пользуется поддержкой местных властей. Как известно, Индонезия является страной с самым многочисленным в мире мусульманским населением.
В последнее время в Индонезии участились случаи нападения активистов исламистских группировок на христиан и представителей других религиозных меньшинств. Опасаясь ответной реакции, правительство страны не предпринимает никаких усилий по борьбе с экстремистами.
Близ города Манадо расположена единственная действующая синагога в Индонезии. Она была основана индонезийцами, которые помнят о своих голландско-еврейских предках и стремятся чтить семейные традиции. Число прихожан не превышает 10 человек. По словам членов еврейской общины, единственное место, где можно подчерпнуть хоть какие-то сведения об иудаизме, — это расположенное неподалеку интернет-кафе.
«Мы хотим быть правильными евреями», — говорит 27-летний Тоар Палилинган, поменявший свое имя на еврейское Яаков Барух. Он регулярно проводит в своем доме шаббатние трапезы и одевается как настоящий ортодокс — в черный сюртук и широкополую шляпу. «Если сравнить нас с бруклинскими или иерусалимскими евреями, то разница будет очевидна сразу, — говорит он. — Индонезия и Израиль не поддерживают дипломатических отношений, однако в последние годы государства активно обмениваются военным и экономическим опытом. Израильтяне и евреи из стран диаспоры рассматривают Индонезию в качестве стратегического бизнес-партнера».
47-летний Моше Котель, гражданин Израиля и США, родился в Сальвадоре. Он регулярно приезжает в Индонезию, где в 2003 году открыл бизнес по производству экологически чистых продуктов. «Я очень волновался, когда наш самолет приземлился в аэропорту Манадо. Было уже 11 часов вечера, при себе у меня, как впрочем и всегда, были тфилин. Увидев израильские флаги на стоянке аэропорта, я успокоился и убедился в том, что здесь нам рады», — вспоминает Котель.
В прошлом году администрация провинции Северный Сулавеси выделило 150 тыс. долларов на сооружение монумента в виде меноры, рассказывает глава департамента туризма Маргарита Румокой.
Идея установить монумент в виде меноры принадлежит одному из местных законодателей Денни Вовилингу. Узнав о меноре перед входом в здание Кнессета в Иерусалиме, он решил последовать примеру израильтян и предложил установить монумент в Манадо. Вовилинг, исповедующий протестантизм, надеется, что этот шаг привлечет туристов и бизнесменов из Европы. По его словам, мусульмане и христиане Северного Сулавеси живут в мире, однако опасаются угрозы извне.
Христианские миссионеры, облюбовавшие север Индонезии в 90-х годах прошлого века, весьма позитивно настроены по отношению к местным евреям. Некоторые эксперты считают, что такое отношение обусловлено стремительной исламизацией Индонезии. «Сплоченность христиан Манадо связана с тем, что численность мусульманского населения города растет угрожающими темпами», — считает исследователь из Гаагского университета Тео Камсма.
В период нидерландского колониального господства еврейские общины появились в крупнейших городах страны. Евреи занимались преимущественно бизнесом в сфере недвижимости и выступали посредниками между голландцами и местными жителями. Уже в 20 веке арабо-израильский конфликт стал причиной роста в Индонезии антисемитских настроений.
Еврейское кладбище Сурабаи находится в полном запустении. Судя по надгробиям, последнее захоронение относится к 2007 году. Синагога, расположенная на соседней улице, закрылась 10 лет назад. «Все наши проблемы начались в прошлом году», — жалуется 46-летняя индонезийка Сунарми Карти. Она приемная дочь одного из местных евреев и до сих пор живет при синагоге. Семьи голландских евреев жили здесь относительно стабильно, пока в 1949 году Индонезия не получила независимость. Провозглашение независимости Индонезии привело к тому, что большинство евреев перешли в ислам или в христианство. «Мы просили своих детей сохранять еврейское происхождение в тайне, — говорит 70-летний Лео ван Бойген, в свое время перешедший в католицизм. — Наши внуки и не догадываются о своих этнических корнях». Лео ван Бойген — двоюродный дядя того самого Тоара Палилингана, который регулярно проводит у себя дома шаббатние церемонии.
Палилинган преподает в Университете Сам-Ратуланги. Сведения о том, что в его семье были евреи, стало для него, для его отца-христианина и матери-мусульманки большим сюрпризом. Оказалось, что его предок по материнской линии — иммигрант из Голландии еврейского происхождения Элиас ван Бойген. Об этом Палилингану случайно проговорилась его двоюродная тетя. Она предположила, что ван Бойген женился на девушке из клана Боллеграфов — одной из самых уважаемых еврейских семей Манадо.
50-летний Орал Боллеграф рассказывает, что его дед основал в своем доме единственную в городе синагогу. При этом сам Орал с детства воспитывался в протестантских традициях. «Мы и не подозревали о своем еврейском просхождении, — говорит Боллеграф. — При этом в Манадо нас знали как еврейскую семью». Недавно Боллеграф вместе с Тоаром Палилинганом побывал в Израиле и даже установил контакты с посланником ХАБАДа в Сингапуре раввином Мордехаем Абергелем.
Раввин Абергель говорит, что Боллеграф приложил максимум усилий к тому, чтобы восстановить утраченную связь с еврейством, однако стать евреем он сможет лишь пройдя гиюр. Палилинган не скрывает своих еврейских корней и не боится разгуливать в черном сюртуке и шляпе: «Большинство индонезийцев никогда не встречали евреев, поэтому они думают, что я из Ирана или из другой мусульманской страны».
Соня Бакулина