Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.12.2010
После аншлюса — насильственного присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году — положение австрийских евреев стало просто отчаянным. В соседних европейских странах ситуация была немногим лучше. Толпы людей штурмовали здания посольств нейтральных государств, мечтая получить документы.
Большинству не повезло, и они оказались под властью нацистов. Семье Лерер из Вены удалось бежать в Индонезию. Их родственник, работавший там врачом, помог им получить въездную визу.
Шошане Лерер, ныне жительнице Хайфы, было четыре года, когда их семья покинула Австрию и переселилась в голландскую Ост-Индию, как тогда называлась Индонезия. «Нам было очень тяжело, мы чувствовали себя подобно репатриантам в Израиле. Местная еврейская община выделила для нас дом, где мы поселились вместе с другими беженцами. Мы жили очень бедно, — вспоминает Шошана. — В Вене у меня была своя комната, а в Индонезии не было ничего своего, кроме игрушечного медвежонка. Несмотря на то что нам было несладко, я всем сердцем полюбила эту страну».
История евреев Индонезии стала главной темой научного симпозиума, проходившего в Хайфском университете 26-27 декабря. Шошана Лерер рассказала его участникам о жизни еврейской общины Индонезии, которая в настоящее время является страной с самым многочисленным мусульманским населением в мире.
Профессор кафедры азиатских исследований Хайфского университета Ротем Ковнер, организовавший конференцию, отметил, что в последнее время наблюдается рост интереса общественности к истории забытой, казалось бы, еврейской общины Индонезии. «Семь лет назад бывшие члены распавшейся еврейской общины Индонезии решили объединиться в сообщество, но уже здесь, в Израиле. К сожалению, им так и не удалось найти спонсоров. Ни голландцам, ни индонезийцам это не интересно», — рассказал ученый.
Сегодня Шошана Лерер возглавляет Ассоциацию индонезийских евреев в Израиле «Tempo Dulu», что на индонезийском языке означает «былые времена». Идея создания подобного сообщества появилась у Лерер еще в 1995 году — после того как съемочная группа из Нидерландов взяла интервью у бывших индонезийских евреев. «Несколько раз в год мы собираемся в составе по крайней мере 50 человек в одном из киббуцев, — рассказывает Лерэр. — Бывает, что бывшие члены общины приезжают сюда вместе со своими детьми и внуками, хотя им это уже не так интересно».
Первые евреи поселились на островах Юго-Восточной Азии после их колонизации Нидерландами в XIX веке. Вскоре к еврейским торговцам и плантаторам, выходцам из Голландии и Германии, присоединились предприниматели-евреи из Ирака, создавшие торговую сеть, охватившую большую часть Азии — от Бомбея до Шанхая. В 30-е годы в Индонезию начали прибывать еврейские эмигранты из оккупированной нацистами Европы. Максимальной численности (три тысячи человек) еврейская община достигла в начале Второй мировой войны. Большая часть эмигрантов осела в крупнейших городах Сурабая и Батавия (ныне Джакарта).
В течение долгих лет члены еврейской общины Индонезии занимали привилегированное место в обществе. Исключение составляли только недавние эмигранты. На старых фотографиях засвидетельствована насыщенная культурная жизни индонезийских евреев: праздничные банкеты, спортивные соревнования, религиозные церемонии. «У нас был большой спортивный автомобиль, на котором отец мог разъезжать по острову», — вспоминает д-р Эли Двек, родившийся в Индонезии в семье иракских евреев, но проведший большую часть жизни в Израиле.
Однако война достала еврейских беженцев даже и в Индонезии. В 1942 году японские войска вторглись на острова, и большинство евреев в числе других европейцев были отправлены в лагеря для перемещенных лиц, условия в которых были крайне тяжелыми. Многие умерли от голода, инфекций и издевательств со стороны оккупантов.
Шошану Лерер разлучили с отцом и вместе с матерью отправили в лагерь, где они находились в течение трех лет — до тех пор, пока их не освободили. «Моя мама всегда говорила, что мы оказались в скверной ситуации, но это все равно лучше той участи, которая ждала нас, останься мы в Европе», — вспоминает она.
После войны еврейская община оказалась в крайне затруднительном положении: местные националисты требовали предоставления стране независимости, а голландцы стремились восстановить довоенный статус-кво. В 1949 году, после вооруженного конфликта, Нидерланды признали независимость Индонезии. Из-за роста национализма европейцам оставаться в стране стало небезопасно. Лереры покинули страну в 1952 году и никогда больше туда не возвращались. Большинство евреев эмигрировали в Великобританию, США, Израиль и Австралию. К 1965 году в Индонезии проживало всего лишь несколько десятков евреев.
Сегодня численность еврейской общины Индонезии составляет 20 человек. Иудаизм, как конфессия, в стране официально не признан. В 2009 году исламисты настояли на закрытии в Сурабаи старой синагоги, вмещавшей 200 прихожан.
На вопрос, хотела бы Шошана вернуться в Индонезию, она отвечает, что испытывает смешанные чувства: «Мне хотелось бы побывать там, но подозреваю, что с тех пор, как я оттуда уехала, все очень изменилось».
Соня Бакулина