Top.Mail.Ru

Еврейский Монтевидео

10.03.2011

«Это место символизирует жизнь», — так характеризует мемориал Холокоста в столице Уругвая Монтевидео гид Тамара Левинсон. Разбитые стены символизируют Катастрофу европейского еврейства, на плитах, напоминающих надгробия, выбиты цитаты Рамбама, Эли Визеля и других выдающихся еврейских мыслителей. Еще одна плита установлена в память о 15-летней Анне Балог — единственной гражданке Уругвая, ставшей жертвой Холокоста (перед началом войны их семья вернулась из Уругвая в Венгрию).

Мемориал Холокоста — одно из множества мест уругвайской столицы, куда Тамара Левинсон водит туристов, интересующихся еврейскими достопримечательностями Монтевидео. В самом центре города находится сефардская синагога «Бейт-Исраэль», построенная в 1954 году. Здание обнесено высоким забором. Левинсон объясняет, что это сделано не по причине высокого уровня антисемитизма, а из соображений безопасности после теракта в еврейском общинном центре в Буэнос-Айресе в 1992 году.

В этой, крупнейшей в городе синагоге часто даже не набирается миньян. Так же обстоит дело и в остальных 11 синагогах города, хотя еврейское население столицы составляет 20 тысяч человек.

Хотя первые евреи из числа марранов появились на территории колонии Уругвай еще в конце XVII века, современная еврейская община значительно моложе. На исходе XIX века в Уругвай начали переселяться евреи из Старого Света, вначале сефарды, а затем ашкеназы (из России, Польши, Румынии и Эльзаса). К 1917 году численность еврейского населения Уругвая достигла 1700 человек (75 процентов этого числа составляли сефарды); евреи жили главным образом в Монтевидео, в квартале, расположенном близ морского порта (в непрестижной части города). После вступления в силу либеральной конституции Уругвая, закрепившей равенство граждан перед законом вне зависимости от вероисповедания, этнического происхождения и срока пребывания в стране (1917 год), и в особенности с введением в США и Аргентине иммиграционных квот (первая половина 1920-х годов) приток евреев, в основном ашкеназов, в Уругвай значительно усилился (в стране осели многие из тех, кому не удалось попасть в соседнюю Аргентину). В начале 1930-х годов в Уругвае проживало около пяти тысяч евреев, в конце десятилетия, после прибытия в страну большого числа беженцев из Германии и оккупированных ею европейских стран, — около 12 тысяч.

В районе Поситос расположен отель Armon Suites. Магазин в отеле торгует традиционной ашкеназской едой, но, по словам его владельца, Энрике Зингера, кошерным не является. И правда: на витрине выложены круассаны с ветчиной и сыром.

Следующий объект экскурсии по еврейскому Монтевидео — институт «Явне» и еврейский общинный центр. Лидеры еврейской общины, Марсело Цинович и Марсело Элленберг, рассказывают о вчерашнем и сегодняшнем дне уругвайских евреев. В 60-х годах в Уругвае насчитывалось около 50 тысяч евреев (2,5 процента всего населения страны). В Монтевидео работал театр на идиш, выходили еврейские газеты и журналы, была даже еврейская радиостанция. «К евреям относились очень хорошо, очень радушно. Уругвайское общество вообще состоит преимущественно из эмигрантов, поэтому проявления ксенофибии, антисемитизма и расизма здесь редки», — рассказывает Элленберг.

По словам Циновича, в 60-70-е годы многие евреи Уругвая репатриировались в Израиль: «По проценту алии Уругвай занимает одно из первых мест в диаспоре. В результате к 90-м годам еврейское население сократилось примерно вдвое, и общинная жизнь пришла в упадок».

Тем не менее в дни главных еврейских праздников синагогу «Явне» посещают 2,5-3 тысячи человек. Недавно была открыта иешива, в которой обучаются 180 студентов. «Открытие иешивы является гарантией того, что у нашей общины есть будущее, — говорит Элленберг. — Без образования в духе еврейских традиций нет будущего. По крайней мере сегодня мы можем утверждать: иудаизм в Уругвае возрожден. Вопрос в том, что будет дальше?»

Николай Лебедев

{* *}