Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.10.2011
Евреи, массовая иммиграция которых на Американский континент началась чуть более века назад, сегодня являются наиболее состоятельной этноконфессиональной группой США. Они составляют 2% населения страны, однако в рейтинге 400 богатейших граждан около четверти фамилий — еврейские. Как им это удалось и помогают ли состоятельные американские евреи еврейскому государству?
Недавно президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер призвал Израиль к немедленному возобновлению мирных переговоров с палестинцами. Заявление американца Лаудера вызвало широкий общественный резонанс и было воспринято как критика в адрес его близкого друга, премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу. Позднее Лаудер подчеркнул, что поддерживает политический курс Нетаниягу и его стремление добиться мира на Ближнем Востоке. Заявления Лаудера получили неоднозначный отклик — как из-за его высокого положения в обществе, так и из-за его не менее высоких доходов.
Согласно рейтингу журнала Forbes, состояние Рональда Лаудера оценивается в 2,7 млрд долларов. Его семья владеет косметической компанией Estee Lauder, сам же он является одним из крупнейших в мире коллекционеров искусства, ему принадлежат десятки телеканалов и другие СМИ как в США, так и по всему миру. Кроме того, Лаудеру принадлежат 10 процентов акций израильского Десятого канала. Он спонсирует множество еврейских фондов и израильских некоммерческих организаций.
Рональд Лаудер — далеко не единственный американец еврейского происхождения, вкладывающий деньги в Израиль и имеющий в еврейском государстве влияние. Многие израильтяне в детстве получали посылки от «богатого дядюшки из Америки». Миллиарды шекелей были перечислены из Америки на счета тысяч организаций, в том числе больниц и высших учебных заведений в Израиле. По данным Еврейского университета, американские вклады составляют две трети всех перечисляемых Израилю дотаций.
Каждый новый репатриант получает финансовую помощь от Еврейского агентства, бюджет которого состоит в основном из американских пожертвований. Многие израильтяне живут на землях, которые Еврейский национальный фонд выкупил у арабов на деньги американских евреев. Ортодоксальные студенты израильских иешив получают тысячу шекелей (296 долларов США) от государства и около трех тысяч шекелей (885 долларов США) от американских спонсоров.
По данным сайта Еврейской энциклопедии, сегодня в США (не считая полумиллиона израильтян) проживают 5,6 млн евреев, что составляет 1,8 процента всего населения страны. Большинство из них живут в крупных городах: прежде всего в Нью-Йорке, а также в Лос-Анджелесе, Филадельфии, Чикаго, Бостоне.
Результаты исследования, проведенного Центром Pew Forum в 2008 году, показали, что евреи являются самой богатой конфессиональной группой США. 46% евреев зарабатывают больше 100 тысяч долларов в год — такими доходами могут похвастаться лишь 19% американцев. Более 100 из 400 американских фигурантов рейтинга Forbes — евреи.
В еврейских семьях родились создатель Google Сергей Брин и основатель Facebook Марк Цукерберг и его зам Дэвид Фишер, сын главы Банка Израиля Стэнли Фишера. Председатель Федеральной резервной системы США Бен Шалом Бернанке и его предшественники Алан Гринспен и Пол Варбург — тоже евреи.
Евреи представлены на Wall Street, в Кремниевой долине, в Конгрессе и Администрации Белого дома, в Голливуде и американских медиа.
США — одна из богатейших стран мира, а американские евреи — одна из самых богатых этнических общностей на планете. История их успеха еще более уникальна, чем скорость, с которой они добились таких фантастических результатов.
На момент провозглашения независимости США (4 июля 1776 года) в стране насчитывалось всего несколько тысяч евреев, преимущественно сефардов, изгнанных из колоний Испании в Южной Америке.
В середине 19 века, после поражения революции 1848 года в Германии и Австрии, около 200 тысяч евреев эмигрировали в США из Центральной Европы. Они расселились по всему континенту и преуспели в бизнесе: от небольших магазинов и фабрик до таких финансовых империй, как Lehman Brothers и Goldman Sachs. После окончания франко-прусской войны 1870 года и присоединения к Германии Эльзаса многие тамошние евреи, не желавшие становиться подданными кайзера, также переселились за океан.
Массовый еврейский исход в США начался в 1882 году — после серии кровавых погромов в России. За 42 года (1882-1924) на постоянное жительство в США приехали примерно два миллиона евреев из Российской империи (включая Польшу), Австро-Венгрии и Румынии, Всего эмигрировало около четверти еврейского населения вышеназванных стран.
После окончания Первой мировой войны Соединенные Штаты Америки стали страной с самым многочисленным еврейским населением в мире. В 1924 году Белый дом принял закон, резко ограничивший иммиграцию, в результате которого многие евреи вместо США были вынуждены иммигрировать в Канаду, страны Латинской Америки и в Палестину.
Иммигранты, в основном, бедняки, прибывали в США на переполненных кораблях. По данным исследователя Роберта Рокэвэя, до начала Первой мировой войны 80% еврейских иммигрантов были наемными работниками в промышленности, преимущественно в текстильной отрасли. Большинство иммигрантов жили в иммигрантских гетто крупных городов, таких, как Нижний Ист-сайд Нью-Йорка.
Жизнь евреев того времени описана во многих книгах и фильмах. Характерной приметой была еврейская мафия, самыми известными представителями которой были такие криминальные авторитеты, как Мейер Лански, Абнер «Верзила» Цвиллман, Луи «Лепке» Букайтер и другие.
Многие евреи проявляли активность в профсоюзном движении и в политических партиях левой направленности. Евреем был основатель крупнейшего объединения профсоюзов АФТ (Американская федерация труда) Сэмюэл Гопкинс. Евреи быстрее, чем большинство других иммигрантских групп, преодолели черту бедности. По данным Рокэвэя, к 1930 году около 20 процентов евреев были представителями свободных профессий.
Благодаря деятельности правозащитников и гражданских активистов, многие из которых были евреями, в 1964 году в США был принят Закон о гражданских правах, запретивший расовую дискриминацию и антисемитизм.
В 1957 году среди евреев было 75 процентов «белых воротничков», среди прочих белых американцев — всего 35 процентов. В 1970 году в США офисной работой занимались 42 процента населения, в то время как среди евреев клерками работали 87 процентов. В целом евреи зарабатывали на 72 процента больше, чем другие американцы.
Добившиеся успеха евреи стали постепенно интегрироваться в американское общество. Они переезжали из трущоб в пригороды, забывали идиш и перенимали стиль жизни у нееврейской элиты. Переехав в США, большинство евреев (предки которых в Восточной Европе вели строго ортодоксальный образ жизни) перестали соблюдать религиозные традиции.
Помимо евреев, в США приехали миллионы иммигрантов из десятков стран. Тем не менее наибольшего успеха добились именно евреи. Почему? По мнению социологов, причина, прежде всего, в тяге евреев получить образование. «Образование всегда чтилось в еврейской традиции, поэтому многие евреи шли учиться сразу по приезде в США, — говорит Дан Гальперин, бывший атташе по экономике посольства Израиля в Вашингтоне. — Кроме того, у евреев существует устойчивая традиция ведения бизнеса. Ирландцы, например, предки которых были крестьянами, стремились получить образование или открыть бизнес в гораздо меньшей степени. Успех евреев в бизнесе был предопределен и тем, что в силу дискриминации многие сферы деятельности были для них закрыты. В полиции, например, всегда работало много ирландцев и совсем мало евреев. Евреи стали проявлять активность в тех сферах деятельности, где требовалось проявить инициативу. Не преуспев в традиционном банковском деле, они основали инвестиционные банки. В 1930-х годах зарождалась киноиндустрия, и евреи практически взяли над ней контроль. Еврейских имен хватает среди звезд Голливуда, но особенно — среди продюсеров. Уже на наших глазах евреи “захватили” хай-тек — область, в которой необходимо умение учиться и запоминать».
«Евреи стали первыми, кто подверглись глобализации, — считает Ребекка Каспи, вице-президент Еврейских федераций Северной Америки. — Модель еврейской общины стала примером для других этнических групп. Это очень помогло им в Америке, стране равных возможностей, открытой для всех народов. Евреи могли учиться благодаря тому, что всегда помогали друг другу. Моя семья — яркий тому пример. Дедушка приехал в Нью-Йорк с двумя долларами в кармане. Он занимался мелочной торговлей, и, в то же время, учил английский, немецкий и испанский языки, заводил новые знакомства. У него было пятеро детей; семья владела небольшим магазинчиком в Бруклине. Члены семьи учились благодаря еврейской организации HIAS. Мой отец был самым младшим и к тому времени, когда он поступил в университет, его старшие братья уже успели чего-то добиться в жизни. Именно они помогли ему выучиться на врача».
«Чтобы выжить, евреям нужно было во что бы то ни стало добиваться успеха, — говорит Авиа Спивак, профессор экономики и бывший сотрудник Банка Израиля. — Так было в Европе, так было до конца 60-х годов в США. Евреев не принимали в большинство престижных университетов США, поэтому они учились в колледжах и были там лучшими. Когда евреев перестали преследовать, они стали лучшими из лучших. У них получилось добиться успеха в Америке из-за капитализма — это как раз то, что им нужно. В них есть предпринимательская жилка, они больше учатся, быстрее воспринимают информацию и знают, как использовать возможности. Конкурентная среда дает евреям преимущество. “Еврейский гений” заложен не в генах, а в культуре, и это особо проявляется в Израиле. Евреи Америки приехали в страну с уже готовой и устоявшейся инфраструктурой. В Израиле им пришлось построить все с нуля, да еще и в таких тяжелых условиях».
Помощь американских евреев укрепляет связь между двумя общинами, но, в то же время, создает некий дискмофорт. С одной стороны, американские евреи рассматривают Израиль в качестве «убежища на черный день», чувствуя себя обязанными еврейскому государству. С другой — некоторым кажется, что их деньги тратятся впустую. Опасения в Израиле вызывает усилившаяся ассимиляция американских евреев, которая ослабляет их связи с еврейским государством.
«Государство Израиль смогло бы выжить и без американской помощи, но при этом оно было бы намного беднее, — уверен Гальперин. — В некоторых сферах, например, образовании, финансовая помощь просто необходима: как только ее не станет, у нас возникнет масса проблем».
По его словам, в последние годы размер пожертвований стремительно сокращается: «Евреи ощущают себя частью американского общества и жертвуют деньги разным американским организациям. Им больше хочется видеть свои имена в нью-йоркском музее, нежели в иерусалимском. По мере того, как забывается Холокост, страх за будущее Израиля тоже угасает. Израиль уже не является “бедным родственником”. У американцев хватает своих проблем: финансовый кризис, падение уровня жизни. Пожертвования сокращаются и вскоре могут исчезнуть совсем. Мне сложно представить, что из-за политического кризиса финансовая помощь из США будет приостановлена, но складывается впечатление, что правительство Израиля старается приложить к этому максимум усилий, хотя, кажется, не может добиться даже этого».
Соня Бакулина