Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.02.2010
Можно ли говорить о том, что американский кинематограф принялся эксплуатировать антисемитские стереотипы, или подобные опасения ни на чем не основаны? На такие размышления наводят две недавно вышедшие картины, снискавшие успех у зрителей и одобрение критиков, — «Воспитание чувств» и «Серьезный человек».
Следует ли считать, что создатели этих фильмов возрождают антисемитские стереотипы, или же они показывают представителей еврейского народа (как и других персонажей) многомерными личностями со своими достоинствами и недостатками? Если первое мнение часто разделяют простые зрители, то второе, как правило, высказывают критики, в числе которых, как ни странно, Антидиффамационная лига и другие правозащитные организации.
16-летняя школьница Дженни, главная героиня картины «Воспитание чувств», действие которой происходит в 60-х годах прошлого века, живет в скучном британском захолустье. Способная и яркая девушка, надежда родителей, она собирается поступить в Оксфорд и таким образом получить «входной билет» в большой мир. Но внезапно вспыхнувший роман со взрослым мужчиной разрушает ее планы на жизнь. Ее возлюбленный Дэвид, агент по недвижимости, охотно говорит о своем еврейском происхождении, однако «забывает» рассказать Дженни о своей малопривлекательной жене. Режиссер изображает героя обольстительным негодяем, завсегдатаем модных мест Лондона. Когда он приглашает Дженни провести с ним уик-энд в Париже, девушка, ощутившая вкус красивой и легкой жизни, готова забросить учебу.
Ирина Брагин, преподаватель английской литературы в лос-анджелесском «Туро-колледже», даже не досмотрела картину и покинула кинозал. Она написала возмущенную статью, опубликованную в журнале Jewish Journal of Greater Los Angeles. «В этой картине старые антисемитские стереотипы хитроумным образом поданы под новым соусом», — негодует Брагин. По ее мнению, образ Дэвида — это модернизированный вариант «еврея-паразита», придуманного нацистскими пропагандистами.
Брагин провела детство в послевоенной Румынии и не понаслышке знакома с антисемитизмом. Ее муж, еврей-уроженец США, воспринял картину гораздо спокойнее. Тем не менее многие зрители поддержали мнение Брагин.
Известный кинокритик Джо Балтейк счел фильм «безусловно оскорбительным». Больше всего его возмущают критики-евреи, убежденные в безобидности ленты, написал в своей рецензии Балтейк, который евреем не является.
А вот Нил Габлер, автор книги An Empire of Their Own: How the Jews Invented Hollywood («Их собственная империя: как евреи создали Голливуд»), не заметил в фильме никаких антисемитских мотивов. Напротив, он считает позитивной тенденцией то, что из воплощения устаревших стереотипов евреи на киноэкране превратились в живых людей с противоречивыми характерами.
Лоне Шерфиг, режиссер «Воспитания чувств», объясняет появление отрицательного героя-еврея очень просто. По ее словам, картина основана на мемуарах британской журналистки Линн Барбер: «Если бы прототип Дэвида не был еврейского происхождения, мы не стали бы наделять им и героя картины».
Как ни странно, глава Антидиффамационной лиги Абрахам Фоксман высказался в защиту картины: «В ленте нет никакого намека на то, что главный герой представляет обобщенный образ еврея или даже отдельной группы евреев, — констатировал Фоксман в официальном заявлении. — АДЛ не считает этот фильм оскорбительным».
По мнению одного из американских зрителей, откликнувшихся на статью Ирины Брагин, «Серьезный человек» братьев Коэнов — даже более антисемитская картина, чем «Воспитание чувств». Действие фильма разворачивается в 60-х годах прошлого века в пригороде Миннеаполиса. Главный герой «Серьезного человека — профессор физики Ларри Гопник, который всегда стремился к тому, чтобы стать успешным и «серьезным» человеком. Однако вместо этого его жизнь превращается в череду неурядиц: жена уходит к другому и требует развода, карьера находится на грани краха, а в доме поселился брат-неудачник. В отчаянии Ларри обращается к трем раввинам, чтобы те научили его, как жить дальше.
Профессор Лестер Фридман, читающий курс «СМИ и общество» в ряде учебных заведений, счел картину не слишком удачной вариацией на тему классических фильмов Вуди Аллена. Вообще, по его мнению, шаблонный образ еврея никуда не исчез с киноэкранов, просто стереотипы изменились: «Если раньше еврея изображали как жертву, то теперь чаще как израильского агрессора».
Но большинство критиков восприняли «Серьезного человека» как ироничную еврейскую рефлексию. Обозреватель Los Angeles Times Кеннет Туран отозвался о работе Коэнов как об «очень личной, очень сильной комедии, прекрасно передающей отчаянный кризис еврейского самосознания».
Какой же вывод можно сделать из столь противоречивых отзывов? Видимо, американским евреям предстоит определиться: являются ли они преследуемым меньшинством, которое постоянно должно опасаться угроз и дискриминации, или признать себя важной и полноценной частью общества — и перестать изображать из себя жертву.
Яна Савельева