Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.06.2012
Исследование специалистов по ДНК-генеалогии подтвердило гипотезу, согласно которой народность лемба, проживающая на территории Зимбабве и соседних стран Южной Африки и соблюдающая некоторые заповеди иудаизма, имеет еврейские корни. Большинство членов этого племени, насчитывающего около 70 тысяч человек, хранит традиции, которые кажутся более естественными в Тель-Авиве, нежели в Хараре: обрезание, ритуальный забой скота и запрет на употребление в пищу свинины.
Сами лемба считают себя южноафриканским племенем «черных евреев», пронесшим через века память о своих иудейских корнях, даже несмотря на то, что многие члены этой общины были обращены миссионерами в христианство или ислам. Недавно устная традиция лемба, свидетельствующая о еврейском происхождении народности, была подтверждена документально: исследование ученых из Лондонского университета показало, что их гены хранят следы происхождения из региона Восточного Средиземноморья.
Наделавшее много шума в конце 90-х генетическое исследование показало, что 55 процентов евреев с фамилиями Коэн, Коган, Каганович, Кац и т.п. имеют общее происхождение от человека, жившего в глубокой древности. Этот же гаплотип (генетический маркер происхождения) обнаружен в геноме большинства лемба. «Лемба происходят от общего предка, жившего около трех тысяч лет назад на Ближнем Востоке, — отмечает антрополог Тюдор Парфитт. — Вообще, изучая лемба, я столкнулся с очень интересной историей, в которой генетика, как точная наука, выступила в поддержку человеческих верований».
Не существует письменного рассказа о том, как предки лемба прошли через всю Африку и оказались на территории современного Зимбабве. Согласно их собственным легендам, праотцы лемба пришли с Ближнего Востока, неся с собой впоследствии утраченную копию Ковчега завета, которую они называют «Нгома лунгунду». По словам Парфитта, лемба верят, что их предками являются белые люди, пришедшие в Южную Африку с территории современного Йемена.
«Мы, лемба, не можем отказаться от иудаизма, потому что он представляет собой основу нашей культуры, — заявил Хамандише, депутат парламента Зимбабве, в настоящее время находящийся с визитом в Израиле. Его слова приводит AFP. — Мы пытались рассказать другим народам, кто мы есть, но нам не верили. Однако теперь мы счастливы, поскольку наше убеждение о связи с еврейским народом подтверждено научными экспериментами».
Представители народа лемба утверждают, что им принадлежит заслуга строительства Великого Зимбабве — средневекового каменного города (в настоящее время полуразрушенного), признанного ЮНЕСКО объектом Всемирного культурного наследия. Они гордятся, что смогли сохранить свои уникальные обычаи и идентичность, не растворившись среди более многочисленных соседних этносов.
«Многие обычаи с течением времени мы утратили, но самое важное сохранили», — говорит один из старейшин племени Джейкоб Нуикаваранда.
«Мы всегда вели очень скрытный образ жизни, потомы что знали, что мы особые люди», — говорит жрец лемба Фунгисай Звакапано-Машававе в интервью BBC.
«В настоящее время мы говорим на языке шона, ставшем наречием нашего народа. Наш исконный язык (иврит) мы, к сожалению, утратили», — отмечает Хамандише.
Интересно отметить, что обычаи лемба запрещают им вступать в смешанные браки с представителями иных народов. В различных уголках мира, в том числе в Африке, есть народы, заявляющие о своем происхождении от древних евреев (потерянных колен). Однако уникальность лемба заключается в том, что лишь у них генетики действительно документально подтвердили наличие иудейских корней. «При этом лемба в антропологическом отношении не выделяются на фоне соседних народов. Они являются интегральной частью южноафриканского общества, говорят на местных языках и по большей части исповедуют христианство. Поэтому охарактеризовать идентичность этого этноса с точки зрения культурной антропологии затруднительно», — полагает Парфитт.
Часть лемба (далеко не все) желали бы, чтобы на них распространили израильский Закон о возвращении. Некоторые из них хотели бы переселиться в еврейское государство, обрести там свой дом, приобщиться к подлинным еврейским традициям и изучить иврит. Вполне возможно, Израиль пойдет им навстречу: ведь в 70-е годы прошлого века раввинат признал эфиопскую народность фалаша, религия которой весьма далека от «классического» иудаизма, потомками колена Дана. Не исключено, что аналогичная участь ожидает и лемба.
Роберт Берг