В каждом государстве есть маленькие сонные провинциальные городки, о существовании которых за границей никто никогда не слышал. О них вспоминают только в самых подробных путеводителях, а из достопримечательностей отмечают лишь рынок да старинный собор. Именно к таким населенным пунктам относится польский Дзержонюв, расположенный в Нижнесилезском воеводстве, всего в десятке километров от границы с Чехией.
Мало кто знает о роли, которую сыграл Дзержонюв в истории польских евреев. Монументальное здание местной синагоги сейчас очень обветшало и находится под угрозой разрушения. Трудно даже представить себе, что 65 лет назад (уже после Катастрофы) синагога не могла вместить всех прихожан.
До Семилетней войны (1756-1763) современный Дзержонюв (тогда он назывался Райхенбах) принадлежал Австрии, а после ее окончания, как и вся Силезия, оказался под властью Пруссии. Дважды в истории Райхенбах отметился как место, где происходили события общеевропейского масштаба. В 1790 году здесь был подписан мир, положивший конец австро-турецкой войне. А в 1813 здесь был заключен антинаполеоновский союз России, Австрии и Пруссии. Однако после этого события на протяжении уже почти 200 лет в Райхенбахе было тихо.
В
XIX веке городок стал одним из центров текстильной промышленности, заметную роль в которой играли евреи. Во время Второй мировой войны город, в отличие от других населенных пунктов Нижней Силезии, пострадал незначительно. Сохранилась даже синагога, здание которой после прихода Гитлера к власти купил один местный христианин. С 1938 года в бывшей синагоге располагался местный штаб гитлерюгенда.
Вскоре после окончания войны, в ходе которой Райхенбах был освобожден советской армией, в городе произошло нечто необычное, о чем до сих пор не пишут в учебниках истории. Возник план превратить Райхенбах в автономный район, куда можно было бы поселить уцелевших в Холокосте польских евреев. Инициатором выступил бывший советский офицер, польский еврей по происхождению, Якуб Эгит. В город по инициативе Эгита, начали стекаться уцелевшие евреи, работавшие в трудовом лагере Гросс-Розен.
Город после войны опустел, поскольку немецкое население бежало от наступавших советских войск. Возник план заселить его евреями, чтобы они могли сохранить свою культурную идентичность и не страдали от антисемитизма. Эгит изложил свой план в журнале «Нове жиче».
Вскоре в городе начали селиться не только выжившие узники концлагерей, но и польские евреи, бежавшие в 1939-1940 году в СССР. После освобождения Польши им было разрешено возвращаться на родину. В городе были открыты еврейские школы, больницы, детские дома, сельскохозяйственные и ремесленные кооперативы, а также театр, газета и книжное издательство на идиш. Открылись синагога и отделения существовавших до войны еврейских политических партий. В городе была возрождена текстильная промышленность, развивались и новые отрасли, например, электротехника. Райхенбах переживает в первые послевоенные годы настоящий расцвет. Прокладываются новые широкие улицы, возводятся высотные здания, разбиваются живописные парки, пишет
Juedische Allgemeine.
Так возникло автономное еврейское поселение в Нижней Силезии. В городке, где до войны проживало всего 70 евреев, к 1946 году возникла 18-тысячная община. В 1946 году город был официально включен в состав Польши и был переименован в Дзержонюв — в честь выдающегося польского пчеловода Яна Дзержона. Дзержону принадлежат заслуги открытия партеногенеза у пчел и изобретения рамочного улья.
Неутомимый Якуб Эгит вступил в Польскую рабочую партию и стал председателем Еврейского комитета Нижнесилезского воеводства. На какое-то время Дзержонюв превратился в своеобразный аналог советского Биробиджана. Поначалу инициатива Эгита получила поддержку коммунистической власти, декларировавшей борьбу с антисемитизмом и поддержку еврейского меньшинства. В соседнем с Дзержонювом городке Болков был даже устроен лагерь, в котором тренировались будущие бойцы «Хаганы». Известно, что в первые послевоенные годы, предшествовавшие провозглашению Израиля, Сталин поддерживал идею создания еврейского государства, поскольку рассчитывал обрести в нем союзника в борьбе с британским колониализмом.
Однако уже в 1949 году отношение Москвы к новорожденному еврейскому государству резко изменилось к худшему: в Кремле поняли, что советским сателлитом Израиль не станет. Вскоре после этого началась кампания по борьбе с «космополитами», после чего в Варшаве к идее еврейского автономного района в Силезии также резко охладели.
В конце 1949 года Якуб Эгит, который вовсе не разделял сионистских идеалов и ратовал за возрождение еврейской жизни в Польше, был арестован по обвинению в еврейском национализме. В 1950 году он вышел на свободу, однако доверие властей утратил навсегда. Он переехал в Варшаву, где стал редактором в издательстве «Идиш бух». Его мечта о создании в Польше еврейской автономии реализована не была.
В 1946 году в городе Кельце произошел кровавый еврейский погром, после которого большинство евреев, рассчитывавших спокойно жить в Польше после окончания ужасов Холокоста, приняли решение об эмиграции. В течение последующих 15 лет подавляющее большинство евреев покинуло Польшу, переселившись главным образом в Израиль, США, Канаду, Францию и в страны Латинской Америки. Почти все евреи Дзержонюва также отправились на Ближний Восток.
Разочарованный политикой властей и непрекращающимся антисемитизмом, Якуб Эгит покинул в 1957 году Польшу и эмигрировал в Канаду. Он стал уважаемым членом еврейской общины Торонто и в 1991 году выпустил автобиографию под названием «Большая иллюзия». В 1996 году он скончался.
Однако бывшие жители Дзержонюва помнили о своем участии в эксперименте по созданию в Польше еврейской автономии. В 2004 году в город приехал проведший здесь свои детские годы израильтянин Рафаэль Блау. Блау создал фонд «Бейтену хай» («Наш дом жив»), который существует на пожертвования бывших дзержонювцев. В ближайших планах фонда — восстановление в городке синагоги и открытие польско-еврейского образовательного центра.